Прогноз роста российской экономики в году. Коротко о главном: российская экономика—2017. Доходы и распределение

Экономическая ситуация в нашей стране вызывает опасения у граждан. Все чаще мы слышим, что закрываются производства, не хватает денег на выплату заработной платы. Эксперты заявляют о дефиците бюджета, и необходимости снижать социальные выплаты. Как же будет развиваться ситуация в 2017 году, произойдет ли рост экономики в России или нам придется пережить еще одну волну кризиса?

Россия одна из богатейших стран мира. Однако история развития современной России связана с множеством ошибочных реформ, в 90-х годах, которые оказывают свое влияние на экономику государства, и по сей день. Ситуацию усугубили санкции и падение цен на нефть. Эксперты заявляют, что страна может выйти из сложившейся тяжелой экономической ситуации, но для этого нужно искать принципиально новые решения, которые будут укреплять рост экономики, а не усугублять ситуацию.

Рассмотрим главные факторы, которые привели Россию к развитию сложной экономической ситуации:

Сырьевой фактор

По мнению экспертов, Россия сильно зависит от цен на газ и нефть. Сегодня нам еще не удалось освободиться от этой зависимости. Стране нужны инновационные стратегии развития, которые позволят снизить сырьевую зависимость и укрепить другие составляющие экономики. Однако для этого требуются значительные финансовые вложения. По прогнозам аналитиков таких средств в бюджете страны в 2017 году не будет, а это значит, что мы не сможем реализовать эти планы.

Лидерство на мировой арене

Ведя политику мировой державы, Россия обязана тратить на оборонный комплекс колоссальные средства. Чтобы не потерять лидерства на мировой арене, нам приходится каждый день доказывать свою военную состоятельность. Сегодня на содержание армии в среднем тратиться 80 миллиардов долларов в год, что при сложившейся ситуации довольно сильно бьет по бюджету страны.

Производство и энергетика

Сегодня многие предприятия закрываются, нет денег на выплату заработной платы и закуп сырья. Также есть проблемы и в энергетическом секторе. Передача энергетических ресурсов в частные руки привело к тому, что государство уже не может контролировать работу отдельных стратегически важных объектов, а владельцы этих компаний действуют только для получения личной прибыли, забывая о государственных интересах.

Снижение доходов населения

Падение курса рубля, рост цен и ухудшение условий кредитования неизбежно приведут к снижению покупательского спроса в стране в 2017 году.

Это в свою очередь отразится на росте производства товаров, товарооборота и рынка платных услуг для населения.

Такая тенденция усугубит тяжелую экономическую ситуацию в стране.

Система кредитования

Потребительское кредитование в нашей стране является одним из самых сложных вопросов. Население, которое уже, итак, влезло в большие долги, не видит иного пути, как прибегать к новым кредитам. Однако банки за последние годы увеличили процентные ставки, что приводит к росту проблемных кредитов и к снижению кредитования в целом. По прогнозам экспертов в 2017 году нас ждет снижение спроса на кредитование, что негативно отразится на общей экономической ситуации в стране.

Высокий уровень коррупции

Наша страна, как и многие другие, еще не смогла победить коррупцию. По самым скромным оценкам доля разворованных средств составляет 1/3 от общего числа внутренних инвестиций. Деньги просто исчезают из оборота и оседают на заграничных счетах нечистых на руку чиновников. Также частные предприниматели не спешат показывать реальные доходы. Высокие налоги делают прозрачную работу просто бессмысленной.

Что будет с национальной валютой

Сегодня эксперты дают довольно оптимистические прогнозы относительно курса рубля на 2017 год. По их мнению нас ждет укрепление национальной валюты уже к середине будущего года. По оценкам аналитиков рубль может укрепиться на отметке 64,6 единиц за доллар.

Прогноз экономической ситуации

Многие как отечественные, так и зарубежные аналитики считают, что у России еще достаточно резервов, чтобы справиться с экономической нестабильностью в стране в 2017 году. А.Кудрин заявляет, что если санкции против России будут ослабевать, наша страна уже за 2 года сможет преодолеть экономический кризис и начнется рост экономики.

Оптимистические прогнозы эксперты дают и по поводу цен на нефть. По их заявлениям цены на углеводороды в будущем году неизменно стабилизируются и укрепятся, а это значит, что рубль также будет расти. По заявлениям г-на Улюкаева 2017 год для России будет лучше предыдущего.

Министр уверен, что в будущем году объем зарубежных инвестиций должен увеличиться.

Однако эксперты оговариваются, что если не изменить общей ситуации в стране, даже рост цен на нефть не спасет Россию от инфляции, если будет запрет на ее продажу. Именно поэтому мы не должны полагаться только на сырьевые ресурсы в 2017 году. Правительство России должно принимать конкретные шаги для устранения неблагоприятных факторов. В первую очередь нужно бороться с коррупцией на государственном уровне, необходимо создавать лучшие условия работы и налогообложения для частных предпринимателей, надо менять и внешнеполитический курс страны.

Чего ждать простому народу

По заявлениям руководства страны, не нужно поддаваться панике. Да это нелегкое время для России, но простому народу переживать не о чем. Пенсии и заработные платы будут индексироваться. Народ не будет голодать, будут максимально сохраняться рабочие места. Трудно будет предпринимателям, но сегодня уже разрабатываются программы государственной поддержки частному предпринимательству.

Также правительство страны заявляет, что нам не нужно бояться санкций. Это отличный шанс на развитие собственных производств и различных отраслей. Не нужно забывать, что наша страна обладает огромными ресурсами, которые нужно развивать и использовать в полной мере.

По мнению экспертов пик кризиса в России уже миновал. Теперь нас ждет медленное, но верное восстановление и рост экономики. А вот чего бояться совершенно ненужно, так это дефолта и полного краха рубля. Наша валюта, хоть и ослаблена, но еще достаточно сильна, чтобы не случилась девальвация.

Таким образом, экономические прогнозы на 2017 год не несут в себе ничего страшного. Да мы не будем жить заметно лучше в новом году, но и хуже уже не будет. По заявлениям президента В.Путина, наша страна сейчас переживает серую полосу, которая уже в ближайшие годы сменится на белую, и в России наступит период экономического роста. Нам остается только верить и ждать, но не забывайте, что каждый из нас должен вносить посильную лепту в развитие и укрепление нашего государства.

Итоги 2016 года практически подведены. По официальной версии Россия уже давно прошла дно, экономика растет уверенно, что Росстат подтверждает своими ноябрьскими данными. Объективно картина иная: Россия вступила в длительный период стагнации, хотя некоторые кризисные явления статистически и сглажены, речи о росте экономики не идет. 2017 год станет периодом пролонгации инерционного сценария развития, при котором власть будет придерживаться формулы «переждать и перетерпеть», использовать традиционные рецепты антикризисной программы в лучших канонах МВФ.

Какие прогнозы экономического развития были даны для России на 2017 год? Были даны прогнозы от тех, кто вторит власти, что в стране все идет в правильном направлении, мы выходим из кризиса. Были оценки и тех, кто постарался объективно, хотя и в сглаженной форме дать оценку экономической ситуации. Разберемся в прогнозах.


ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. ИНЕРЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

По словам экономиста Saxo Bank Якобсена в российской экономике не ожидается непредвиденных поворотов. По его словам «в последние 20 лет здесь ничего не меняется, поэтому давать прогнозы по экономике России очень легко», экономических реформ как не было, так и нет. Все планы по реформам ограничиваются разговорами. Согласно его прогнозу рост ВВП будет нулевым, что, впрочем, не поставит под вопрос переизбрание Владимира Путина на новый срок.

Согласно прогнозу Всемирного Банка от ноября 2016 года в 2017 году экономика России вырастет на 1,5% при условии, что цены на нефть в среднем будут на уровне $ 55 за баррель, однако несмотря на этот относительно позитивный прогноз Всемирный банк указывает на то, что «этот всплеск роста, однако, вряд ли сможет переломить ситуацию с точки зрения построения более диверсифицированной экономики». Негативно повлияют на экономику санкции, сокращение финансовых резервов России, уязвимость экономики к внешним шокам. Однако банк надеется, что в 2017 году вновь возобновятся такие факторы роста, как инвестиции и потребительский спрос.

Прогнозы ЕБРР также показали, что к концу 2017 года возможна смена спада на небольшой рост. МВФ также прогнозирует восстановление экономики в 2017 году, но связывает он это только с ростом цены на нефть. Ожидаемый прирост ВВП может составить 1%. МВФ исходит также из такого фактора роста, как внутренний спрос, который согласно прогнозу должен перейти к восстановлению. Но здесь нужно понимать следующие факторы:

МВФ оперирует статистикой, предоставляемой российской статслужбой;

МВФ исходит из своих идеологизированных представлений экономической модели, которая игнорирует понятие национальных интересов.

Однако МВФ однозначно констатирует, что несмотря на призывы диверсифицировать экономику, чтобы ускорить темпы экономического роста, этого так и не произошло, потому рост вряд ли окажется устойчивым и будет основан на восстановлении цены на нефть.

Журнал «TheEconomist» прогнозировал рост на 0,7%. Он также отметил, что негативными факторами останутся структурные проблемы, низкий уровень инвестиций, ужесточение фискальной политики. Все это будет сдерживать прирост ВВП на уровне до 2% и в будущем. Журнал прогнозирует сохранение напряженных отношений с Западом, рост связей с Азией и отсутствие экономических реформ, хотя власть и попытается улучшить эффективность государственного управления. Но к реформам в сфере экономики это уже не имеет никакого отношения.


Таким образом, мировые структуры при прогнозе говорят скорее о конъюнктурном росте за счет нефти, и полностью отрицают рост за счет структурных реформ, поскольку последние так и остались всего лишь красивыми лозунгами президента.


ВАРИАНТ ВТОРОЙ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ

Это сценарии развития экономики, разработанные государственными и окологосударственными структурами - Минэкономразвития, Банком России и прочими. Их своеобразие состоит в том, что они вариативны: обычно это набор нескольких сценариев, которые в совокупности могут покрыть все варианты развития. При таком прогнозировании уже сложно предъявить претензию, что-то вышло не так, отклонилось от прогноза. Среди всех сценариев за базовый, как правило, берется средний, являющийся пролонгацией трендов ушедшего года.

Согласно ЦБ наиболее вероятный сценарий тот, при котором существенных колебаний на рынке нефти не произойдет и цена на энергоресурс останется на уровне 40 долларов за баррель. Это сценарий «адаптации субъектов экономики к изменению внешних условий», то есть ЦБ исходит из того, что в новом году не будет никаких структурных реформ и преобразований, страна продолжит развиваться инертно. Темп роста составит 0,5–1% с последующим ростом в будущем на уровне 1,5–2%, показатель инфляции должен уложиться в 4%. Но стоит отметить, что уже не первый год власти выбирают 4% в качестве таргета. ЦБ планирует смягчить денежно-кредитную политику в новом году, снизить ставки кредитования, что будет содействовать и потребительскому спросу, и инвестиционному. Резких колебаний курсов не прогнозируется.

Однако помимо этого серединного прогноза есть сценарий более и менее благоприятный. Но в обоих из них все расчеты строятся опять же на основе цены на нефть. При негативном варианте, когда стоимость нефти составит 25 долларов за баррель, ВВП упадет на 1–1,5%, а при цене в 55 долларов прирост ВВП может составить 1,2–1,7%.

Минэкономразвития также представил три варианта прогноза.

Базовый - это сценарий сохранения неизменных внешних факторов и сдержанной бюджетной политики. При нем прирост в 2017 году будет на уровне 0,6% (базовый сценарий). Инфляция при этом составит около 4%, но наибольший вклад в инфляцию внесет рост цен на продовольствие. Промышленное производство вырастет на 1,1%, что в основном будет обеспечено за счет государственного заказа. Курс доллара в среднем за год составит в данном сценарии 67,5 рублей за доллар. Для «базового +" внешняя обстановка будет более благоприятной: цена на нефть на уровне 48 долларов за баррель, прирост ВВП составит 1,1%. В целевом сценарии ставка идет на переход к инвестиционной модели развития, что будет содействовать росту экономики в 2017 году на 1,8%. Таким образом, при любом варианте развития потолок прироста ВВП на 2017 год составляет 2%. Кремль даже не думает менять ситуацию и довольствуется тем, что показатель ВВП едва преодолеет отрицательную отметку.

Говоря о том, насколько эти прогнозы могут быть реализованы, стоит отметить, что январские показатели этого года уже лучше прогнозных значений. Курс доллара сейчас составляет менее 60 рублей за доллар, в то время как среднегодовой по базовым прогнозам будет равен 67,5. Нефть сейчас стоит свыше 55 долларов за баррель, хотя по прогнозам 40. Если прогнозы будут иметь небольшую степень погрешности, то уже в скором времени стоит ожидать снижения цены на нефть и ослабление рубля. Но самое главное состоит в том, что независимо от того, были ли прогнозы даны западными структурами, или отечественными, все они исходят из того, что ничего в экономике меняться не будет, произойдет пролонгация курса, и никаких реформ.


ПРОГНОЗ ОТ ЦЕНТРА СУЛАКШИНА

В 2017 году на экономику России будут оказывать влияние те же негативные факторы, которые действуют на протяжении последних нескольких лет:

Никаких реформ и стратегии преобразования страны;

Сохранятся санкции, сдерживающие экономический рост страны. Это будет вызвано как невыполнением Минских соглашений, так и военной операцией России в Сирии, новые санкции будут вызваны хакерской активностью России;

Низкие цены на нефть, которые по примеру 80-х еще длительное время будут держаться на ограниченном уровне;

Кремль выберет стратегию развития по Кудрину, при которой ставка будет сделана не на стимулирование экономики, а на сдерживание роста за счет режима экономии;

Центральный банк будет занят вопросами обеспечения низкого уровня инфляции, попыткой довести ее до таргетного значения, чисткой банковского сектора;

Перед властью как и в предыдущий год остро будет стоять вопрос наполнения бюджета: объемы добычи нефти сократятся, если рост цен на нефть и будет, то весьма незначительный, бюджет будет нуждаться в новых источниках дохода, которые правительство рассчитывает получить за счет населения.

2017 год станет очередным периодом застойных явлений в российской экономике, когда идея трансформации экономики будет сведена к триумфальному возвращению к сырьевой модели, от которой впрочем никто и не отходил. Нефть немного подрастет, и это вселит оптимизм в государственную власть, для которой реформы страшнее медленного сползания в пропасть третьесортной страны, экономика которой явно не соответствует ни размерам государства, ни ее потенциалу.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как Росстат оказался эффективнее Правительства в борьбе с кризисом

Экономические итоги 2016 года

Новогоднее обращение президента: российский формат

Подпишитесь на нас

Санкции с России не сняты, нефть остается на уровне 45% от цен 2014 года, россияне остро чувствуют кризис, экономя на продуктах, а власть уже декларирует, что с ноября 2016 года экономическая ситуация в стране стала меняться, и страна вышла на слабый экономический рост. Президент отчитался перед народом, что санкции нам пошли только на пользу, именно они стали стимулом для развития экономики. Данные экономического развития за пять месяцев этого года показали, что Кремль готовится к президентской кампании и «поднимает» на бумаге статистические показатели. Ведь не с проваленным шестилетием действующему президенту идти на новый срок.

ВЫХОД ИЗ РЕЦЕССИИ

Последние данные Росстата показали, что ВВП окончательно вышел в плюс и рецессия преодолена. Однако согласно экономистам БКС и ФК «Уралсиб» это было достигнуто посредством роста цен на нефть и гособоронзаказа, остальная же экономика либо стагнирует, либо снижается. Согласно данным ВШЭ доля секторов, связанных с добычей сырья, в российском ВВП выросла с 7,8% в 2013 году до 8,2% в 2016-м. Доля оборонных производств и госуправления поднялась с 5,5% до 5,8%, тем самым общий вес в экономике сырьевых и военных отраслей достиг максимума по крайней мере с 2011 года.

Строительство же, например, за пять месяцев в объемах вводимых площадей упало на 12,6%. Колоссальный разрыв между сырьевой и производственной экономикой говорит о том, что тренд на восстановление иллюзорен и хрупок, обусловлен экономической конъюнктурой - ценами на энергоносители. Если в прошлом году каждый баррель российской нефти продавался за рубеж по 31,99 доллара, то в этом уже по 52,04. Как показал кризис 2008 года, такое восстановление экономики носит временный характер и ведет к затяжным кризисам с сокращением лагов времени межкризисного периода.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Согласно официальным данным главные показатели экономического роста в стране стали расти. За пять месяцев этого года промышленное производство выросло на 1,7%, хотя обрабатывающая промышленность всего на 0,9%. Если перевести эти цифры на уровень досанкционного 2013 года, то по производству обрабатывающей промышленности Россия сейчас на 2,5% производит продукции меньше, чем 3,5 года тому назад. И если в 2013 году доля импорта в российской экономике доходила по некоторым товарным группам до 90%, то логично, что при уменьшении продукции обрабатывающей промышленности импортозависимость не уменьшилась, а только выросла. Хотя Медведев уже успел отчитаться, что «в 2016 году развивались наиболее перспективные отрасли российской промышленности, достигнуты определенные результаты в программе импортозамещения».

Страна как была зависима от иностранных товаров, так и продолжает от них зависеть, поскольку свое производство не увеличилось. Главные факторы роста предпринимательской деятельности - доступные кредиты и предсказуемые условия ведения бизнеса уже давно не работают. На прямой линии, например, один из вопросов был о высоких ставках - «фактическая ставка в нашем конкретном случае составила 19 процентов годовых - 18,75. С такими ставками, о чём говорилось в начале, мы новую экономику не построим, и у бизнеса нет такой, к сожалению, рентабельности, как нам бы хотелось». Правила ведения бизнеса также менялись многократно, каждый раз в сторону введения новых сборов и препятствий. Это система Платон, увеличившая стоимость перевозок, новые требования к кассовым аппаратам, ночь ковшей, торговые сборы в городах федерального значения и прочее.

Главный фактор роста промышленных показателей - это изменение методологии расчета Росстатом, который перешел с системы ОКВЭД, а ОКВЭД-2. Как отметили в Центре развития ВШЭ, произошедший резкий скачок промышленного производства в мае на уровне 5,6% год к году против 0,7% прироста в январе-апреле, что привело к ускорению роста ВВП в мае до 3,1% год к году (против 0,5% в первом квартале и 1,7% в апреле), был обусловлен статистическими проблемами индексов промышленного производства и оптовой торговли. Точнее несовершенством самой методики. Но теперь Росстат непосредственно подчинен Минэкономразвитию, поэтому в дальнейшем он и будет обслуживать ведомство, угождая ему со статистикой. Минэкономразвития вскоре после подчинения Росстата себе уже сообщило о том, что темпы экономического роста ускорились почти вдвое и стали рекордными за 5 лет.

Какие бы цифры почти нулевого прироста не нарисовали в Росстате для Кремля, очевидно то, что существовать с темпами прироста на уровне статистической погрешности такой стране как Россия просто недопустимо, поскольку это прямой путь к новому затяжному экономическому кризису.

ИНВЕСТИЦИИ

Что касается инвестиций в основной капитал, которые по данным за первый квартал выросли на 2,3%, то их увидели преимущественно только два сектора экономики - как обычно добыча и транспортировка сырья, а также финансовый сектор, обслуживающий потоки «экономики трубы». Более 40% инвестиций в основной капитал пришлось на добычу полезных ископаемых и строительство трубопроводов для их транспортировки за рубеж. В секторе реального производства инвестиционный спад напротив продолжается. Например, в обрабатывающей промышленности объем капвложений упал еще на 6,7%, хотя 25% мощностей уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий - на 24,7%, в секторе автотранспортных средств - на 32,2%. Согласно выводам экономистов Сбербанка, рост инвестиций был обусловлен «фактором столицы», бюджетными средствами и газовым проектом «Сила Сибири», то есть ни в коей мере не говорит о восстановлении активности частного сектора.

ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция достигла рекордно низкого уровня - 4,4%, хотя ранее мы уже писали о том, что эти показатели явно занижены, поскольку нарушают сложившийся экономический закон соотношения ставки ЦБ и инфляции в определенном коридоре. Сейчас ставка не корректируется в таком же темпе как инфляция, что говорит о том, что инфляцию осознанно занижают (рис. 1).

Рис. 1. Отношение средневзвешенной ставки на конец года к инфляции

В периоды, когда инфляция была выше ставки, ЦБ ориентировался на экономический рост, стимулируемый смягчением денежно-кредитной политики. Так было в 2007-2008 гг., за которыми последовал кризис, вызванный изменением стоимости нефти. ЦБ тогда на год увеличил ставку, но в 2010 году она снова оказалась ниже инфляции. В 2013 году ЦБ принимает решение ориентироваться не на учетную, а на ключевую ставку, которая была на три п.п. ниже учетной. Тогда мы снова видим эффект низкого коэффициента.

То есть можно говорить, что в определенные исторические промежутки времени Банк России стимулировал экономику за счет удешевления кредита. Исходя из этого в последующие годы Банк должен был бы держать это соотношение близкое к 1:1, однако вместо этого наметилась новая картина, которой раньше за срок Путина не наблюдалось. А именно, вдруг параметр инфляции резко пошел вниз без объективных на то причин, а Банк России незначительно скорректировал ставку. В прошлом году уровень инфляции был почти в два раза ниже ставки, в этом году такая же картина. А сам коэффициент вырос с 0,98 (2015 г.) до 1,96 (2016 г.). По исходной логике ЦБ должен был бы снизить ставку до 5–7%, но никак не останавливаться на уровне 9,25%. Но этого он делать не стал. О чем это говорит? О том, что реальный уровень инфляции намного выше, чем нам сообщают статисты и чиновники. По всей видимости он в границах 8–13%.

ГРУЗООБОРОТ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Рекордными стали показатели роста грузооборота - 7%, железнодорожного - 7,4% за пять месяцев текущего года, а также темпы роста экспорта и импорта, которые достигли 31,8% и 24% соответственно. Именно увеличение перевозок продукции по внешнеторговым операциям и привело к росту значения параметра грузооборота. Если сравнивать данные за 4 месяца 2017 года с данными за 4 месяца 2014 года, то есть с почти досанкционным периодом, то объемы экспорта в 2014 году в 1,55 раз превышали текущие показатели, а импорта в 1,48 раз. Даже при таких высоких показателях роста экспорта и импорта в этом году, приходится констатировать, что мы еще далеки от докризисного уровня. И не менее важный момент - за счет чего произошел рост экспорта и импорта. Экспорт вырос преимущественно благодаря минеральным ресурсам и металлам и изделиям из них (рис. 2). То есть Россия не поменяла свой производственный профиль в мировой торговле. Импорт увеличился за счет закупок машин и оборудования, которые выросли на 27,5%, это при том, что в структуре импорта они занимают 45%.

Рис. 2. Отношение экспорта и импорта за январь-апрель 2017 года к экспорту и импорту за январь-апрель 2016 года (по данным ФТС)

Российская экономика сохранила полностью свой сырьевой профиль и за хорошими цифрами в сфере грузооборота и внешней торговли стоит ни что иное, как закрепление сырьевизации экономики.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РОССИЯН

Скрыть от населения реальное состояние экономики сложно, когда прилавки заполнены импортной техникой, в магазинах продаются игрушки и медикаменты иностранного производства, и только продукты питания еще имеют маркировку сделано в России. Но еще сложнее скрыть реальные цифры от населения, когда речь заходит об уровне их благосостояния. Согласно официальной статистике реальные доходы граждан ниже уровня предыдущего года на 1,2%, заработная плата с 2013 года упала почти на 5%. Снижение оборота розничной торговли на 0,8% и нулевой рост услуг населению говорит о том, что граждане, став беднее, сократили свое потребление. И на этом фоне президент продолжает говорить, что зарплаты в стране растут, в то время как на прямой линии уже были сюжеты о том, что реальные зарплаты обличаются от декларируемых. И таких вопросов было большинство.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждому десятому россиянину не хватает денег даже на еду, а 29% отметили, что им едва хватает денег на одежду. Пока Росстат определяет порог бедности по минимальному уровню оплаты труда, сами россияне бедными считают тех, кому средств хватает только на покупку одежды и продуктов питания, а таких в стране 39%, среди пенсионеров - 54%, то есть свыше половины! Помощь от государства бедным придет в 2019 году в рамках специальных мер поддержки бедным, но по заявлению Мантурова в размере примерно 10 тысяч рублей в год. Сложно себе представать, как эти деньги помогут российским гражданам. Разве что с трудом хватит на покупку булки хлеба ежедневно, в то время как по идее правительства на эти деньги граждане, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, смогут покупать свежую рыбу, мясо и овощи российского производства. И это на дополнительные 27 рублей в день к семейному бюджету!

О неблагоприятном положении в сфере уровня доходов говорит и тот факт, что по данным ВЦИОМ почти половина россиян намерена провести свой отпуск дома (47%), 44% из них основной причиной отказа от поездок назвали проблемы с деньгами.

Впрочем, у власти иная точка зрения на благосостояние граждан. Силуанов заявил, что «с начала года доходы наших граждан стали расти», хотя даже официальная статистика говорит об обратном. За последние 30 месяцев (с октября 2014 года) лишь однажды Росстат выявил повышение уровня жизни - в январе 2017 года после разовой выплаты 5 тысяч рублей пенсионерам.

Согласно Росстату за пять месяцев выросла и реальная, и номинальная зарплата, составив 40 640 рублей по стране. Однако большинство граждан получают существенно меньше: 55% имеют зарплату ниже 25 тысяч, а треть - ниже даже 15 тысяч рублей. Согласно прогнозу Минэкономразвития в России к 2035 году средняя по стране зарплата вырастет лишь на 56% и в самом оптимистичном сценарии к 2035 году не превысит 800 долларов, хотя еще в 2012 и 2013 году средняя зарплата была выше этого уровня (876 и 910 долларов соответственно)!

Можно ли говорить о восстановлении экономики, если кризис заметили даже обеспеченные граждане? Опрос Ipsos Comcon, проведенный в апреле 2017 года, показал, что больше половины (58%) состоятельных россиян заметили изменения экономической ситуации в худшую сторону. Улучшение ожидают только 30% опрошенных, 38% предполагают, что ситуация будет ухудшаться, а 32% прогнозируют, что изменений экономической ситуации не произойдет.

ДЕМОГРАФИЯ

Одно из главных достижений, о котором президент говорил многократно - демографический рост, продержался всего три года (рис. 3). Естественный прирост на уровне в 10 раз меньше миграционного еще поддерживал слабую уверенность президента в правильности выбранного им курса в демографической политике, но уже в этом году статистика показала, что это был кратковременны эффект на фоне общего сокращения численности населения. В этом году только за четыре месяца естественная убыль населения составила уже 92,8 тысячи человек. Русская нация как вымирала, так и продолжает сокращаться. И никакие программы материнского капитала не могут остановить этот процесс.

Рис. 3. Естественный прирост населения (по данным Росстата)

Макроэкономические параметры и данные Росстата уже перестали отражать реальную картину процессов, происходящих в российском обществе. При составлении стратегий и планов правительство должно исходить не из мифических цифр, а из реальных проблем граждан, которых, как показала прямая линия президента, не мало.

Объективную картину происходящего в стране дает не Росстат и отчеты правительства, а те самые не попавшие в эфир прямой линии граждане, письма в администрацию президента, которая не решает проблемы народа, протесты, но не неосознанной молодежи без идеологических воззрений, а людей, доведенных до отчаяния - дальнобойщиков, налогоплательщиков, фермеров, шахтеров и прочее. Пора уже слушать голос большинства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ


В начале 2017 г. Правительство России заявило о том, что в отечественной экономике отмечены положительные изменения важнейших экономических индикаторов – объем потребления электроэнергии увеличился на 2%, объем грузовых перевозок – на 4%, объем продаж автопрома – на 6,3%, индекс предпринимательской уверенности поднялся до максимальных значений с 2012 г.

ЦБ прогнозирует, что по итогам 2017 года рост экономики России составит 1,7-2,2%.

По мнению ученых, со второй половины 2016 г. экономика России вошла в фазу циклического подъема, которая будет продолжаться и в следующие два года.

Поэтому, если не будет каких-то сильных внешних шоков, российской экономике гарантированы положительные, хотя и довольно невысокие темпы роста.

Когда объявляется о том, что экономика начинает постепенно восстанавливаться, россиянам очень хочется верить и надеяться, что и в будущем в экономике все будет хорошо, а значит, жить им станет лучше.

Формирование позитивных экономических ожиданий чрезвычайно важно для экономики, потому что, действуя в соответствии со своими ожиданиями, участники экономической жизни способствуют претворению своих ожиданий в реальность.

Позитивные ожидания относительно экономической ситуации в России подкрепляются прогнозами ведущих мировых экономических организаций.

ООН в своем докладе «Экономическая ситуация в мире и перспективы на 2018 год» повысил темпы роста российского ВВП в 2017 г. с ранее ожидавшихся 1,1% до 1,8% и в 2018 году, соответственно, с 1,4% до 1,9%.

ЕБРР ожидает, что рост ВВР России в 2017 г. составит 1,8%, Еврокомиссия – 1,7%, ОЭСР – 1,9%, Всемирный банк - 1,7%.

Посмотрим на сложившуюся в нашей экономике ситуацию с разных сторон.

По данным Росстата, если считать возможным им полностью доверять, в России в первой половине 2017 г. ВВП повысился на 1,5%, на 2,5% выросли инвестиции. Снижение заработной платы в промышленности России до уровня, более низкого, чем в промышленности Китая, повысило конкурентоспособность отечественных товаров, что наряду с другими факторами способствовало увеличению объёмов внешней торговли.

Удалось остановить рост потребительских цен и тарифов, инфляция снизилась до рекордного уровня в 3,8 – 4%. Очень важно то, что замедление инфляции не только повышает покупательную способность населения, но и позволяет сделать дешевле кредитные ресурсы и, таким образом, повысить спрос на заемный капитал. Благодаря уменьшению процентных ставок в совокупности со снижением уровня инфляции объемы кредитования в России увеличились.

Несмотря на уход с рынка наименее эффективных предприятий из-за снижения спроса на их продукцию, безработица составила только 5,8%. Приостановилось падение доходов населения и распространение бедности.

Санкции и действия валютных спекулянтов не смогли обвалить курс рубля.

В ряде отраслей, включая такие как машиностроение, отрасли ОПК, сельское хозяйство, производство бытовых товаров началось активное импортозамещение. Во многом благодаря этому, как объявил Росстат, главными драйверами роста отечественной экономики стали не сырьевые отрасли, как это было прежде, а информационно-цифровые технологии, сельское хозяйство и оборонно-промышленный комплекс.

Особый оптимизм порождает умение наших граждан приспосабливаться к трудностям. Россияне смогли найти для себя новые виды экономической деятельности, хотя, нередко, и с меньшими доходами.

Это позитивный взгляд на ситуацию. Но есть и серьезные опасения. Прежде всего, они вызваны тем, что, несмотря на все меры, которые предпринимает Правительство, страна продолжает жить в условиях высокой зависимости от состояния мирового сырьевого рынка. Увеличение стоимости барреля нефти всего на $1 ежемесячно приносит российскому бюджету дополнительно 250 млн. долларов.

Многое в осуществлении на практике всех программ и планов по развитию отечественной экономики будет зависеть от ситуации в мировой экономике, и прежде всего в экономике США и Китая.

В значительной степени именно этим можно объяснить то, что Минэкономразвития смотрит на будущее российской экономики достаточно осторожно, ожидая рост ВВП в 2018 году на уровне 1,5% в условиях базового сценария развития. Базовый сценарий предполагает, что стоимость барреля нефти будет находиться в диапазоне 40-50 долларов.

Более оптимистический взгляд на экономическую ситуацию у Центра Стратегических Исследований Алексея Кудрина, который прогнозирует в 2018 г. экономический рост в 2,7%. Этот прогноз исходит из ожидания восстановления внутреннего спроса за счет кредитования и повышения доходов.

Однако последний фактор у многих экономистов вызывает сомнения, поскольку в первом полугодии 2016 года реальные зарплаты россиян снизились на 2,5%.

Практически ни один эксперт не делает слишком позитивных прогнозов для экономики России, поскольку еще очень свежи вспоминания о том, как быстро ситуация может измениться в худшую сторону. Многие независимые аналитики и представители ряда мировых экономических компаний говорят о том, что ситуация в российской экономике может улучшаться, но процесс этот будет происходить очень медленно, сопровождаться скачками инфляции и нестабильностью положения во всех сферах.

В СМИ высказывается также опасение по поводу того, что излишний оптимизм государственной власти приведет к ошибочному выводу о том, что в российской экономике все хорошо, и она не нуждается ни в каких реформах.

В действительности структура экономики и ее научно-технологический уровень практически не изменились и не соответствуют современным требованиям.

С.А.Логвинов, проф. каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ;
Е.Г.Павлова, доц. каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ.

Позитивные итоги 2017 г., в частности, возобновление роста реального ВВП, рост инвестиций в основной капитал во многом стали следствием выхода экономики из фазы циклического спада. Однако структурные и внешние факторы в 2018 г. не могут поддержать экономический рост. Для обеспечения устойчивого экономического роста новое правительство должно больше внимания уделять проведению структурных реформ, в числе которых бюджетный маневр, разгосударствление экономики и снижение регулирования внешнеэкономической деятельности.

Сергей Дробышевский, Сергей Синельников-Мурылев | 5 февраля 2018 14:59

В 2014–2015 гг. резкое негативное изменение условий торговли привело к потере валового внутреннего дохода России на 13–14% (в 2015 г.). Однако реальный валовой внутренний продукт снизился только на 2,5% (и еще на 0,2% – в 2016 г.). В 2017 г. российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП (около +1,5%). При этом рост мировой экономики в 2017 г. оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням благополучных нулевых годов. Положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе. А применительно к России – что мы вышли на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочном перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

В целом экономические результаты 2017 г. находятся в рамках ожиданий, причем, пожалуй, ближе к их верхней границе. Следует учитывать, что структурные темпы роста ВВП, зависящие от совокупной факторной производительности, имеющегося объема труда и капитала, в последние годы опустились до 1,0–1,5% в год. Поэтому в условиях сокращающейся численности экономически активного населения без повышения эффективности экономики рассчитывать на более быстрый рост трудно. Условия торговли хотя и улучшились (в частности, цены на нефть сорта Urals оказались в 2017 г. примерно на 25% выше, чем в 2016 г. – 53,1 долл./барр. против 41,9 долл. годом ранее), тем не менее они были хуже, чем в среднем за последние 10 лет. Иными словами, внешний сектор по-прежнему не мог внести заметный положительный вклад в темпы роста экономики.

Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5–2,0% в год, наблюдаемым в 2017 г. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 г.

2017 г. и деловой цикл

Следует обратить внимание на некоторые особенности понимания делового цикла в современной экономической теории. Теория реального делового цикла предполагает влияние на экономическую динамику множества случайных, непредсказуемых шоков, которые «зашумляют» возможные циклические (в классическом понимании) колебания экономики и выделение фаз цикла становится условным и, как правило, проводится ex post с заметным опозданием (см., например, практику датировки бизнес-циклов Национальным бюро экономических исследований США.

Можно указать на ряд признаков, которые характерны как раз для фазы выхода экономики из нижней точки делового цикла.

Во-первых, это возобновление инвестиционной деятельности компаний. В 2017 г. картина с динамикой инвестиций в основной капитал выглядела заметно лучше ожиданий. По итогам первых трех кварталов 2017 г. индекс инвестиций в основной капитал составил 104,2% к соответствующему периоду 2016 г., и по итогам года инвестиции выросли в реальном выражении, по нашим оценкам, на 3,5–3,8%. Рост инвестиций является также следствием капиталовложений государства и компаний (как государственных, так и частных) в крупные проекты, такие как Крымский мост, инфраструктура к чемпионату мира по футболу, инфраструктура, транспорт и городская среда в Москве и некоторых других крупных городах.

Во-вторых, это изменение модели поведения населения в области сбережения. Несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2017 г. на 1,7% (преимущественно – из-за отсутствия индексации заработных плат бюджетников, социальных выплат и отрицательной переоценки валютных сбережений при росте номинального курса рубля), в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, в том числе примерно на 12% увеличились продажи легковых автомобилей, возобновилось расширение розничного кредитования, быстро растет объем выданных ипотечных кредитов.

В-третьих, это снижение уровня неопределенности и рисков в экономике, в том числе благодаря последовательной экономической политике государства. В 2017 г. ЦБ РФ неоднократно понижал ключевую ставку, однако инфляционные ожидания снижаются значительно медленнее. Когда мы говорим об уровне реальных процентных ставок, правильнее их измерять не как разницу между номинальной ставкой и текущей инфляцией, а как разницу между номинальной процентной ставкой и ожидаемой инфляцией. Поэтому в 2017 г., по мере снижения ключевой ставки и при относительно стабильных высоких инфляционных ожиданиях, мы пришли к ситуации не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных процентных ставок, что понизило альтернативную стоимость денег в экономике и тоже стимулировало инвестиционную активность. Косвенным подтверждением улучшения ожидаемых условий ведения бизнеса в России можно также назвать перемещение России в рейтинге Doing Business на 35-е место (по сравнению со 120-м местом в 2012 г.).

Рост-2018: какие существуют риски

Если говорить об оценке ситуации в 2018 г., на данный момент мы видим значительное число рисков и ограничений, переходящих из года в год, которые препятствуют ускорению роста. В частности, хотя мы и ожидаем некоторого ускорения структурных темпов роста (ближе к 1,5–2,0% в год) вследствие увеличения инвестиционной активности предприятий и снижения неопределенности в экономике, продолжается сокращение численности экономически активного населения, а темпы роста совокупной факторной производительности без проведения серьезных структурных реформ остаются ниже, чем были в 2000-х годах. Наметившийся рост цен на нефть на рубеже 2017/2018 гг., продление соглашения ОПЕК+ позволяют нам пересмотреть в сторону повышения прогноз ожидаемых в текущем году цен на нефть с 50–52 до 55–60 долл./барр., однако вклад внешнеторговой составляющей в ВВП остается отрицательным. Кроме того, как показал опыт 2012–2014 гг., зависимость экономики в целом от уровня цен заметно снизилась.

Циклическая составляющая роста остается положительной, однако нам видится ряд ограничений темпов в 2018 г., что не позволит экономике в целом, если говорить об инерционном сценарии, расти быстрее, чем на 1,5–2,0% в год:

  • Завершение балансировки на рынке труда (отчасти «смазанной» вследствие сокращения численности экономически активного населения по демографическим причинам) и снижение стоимости труда в экономике. В 2015 г. после девальвации рубля и ускорения роста цен доля заработной платы в ВВП снизилась на 1,0–1,5 п.п. Однако за 2016 г. эта тенденция развернулась и к настоящему времени доля фонда заработной платы в ВВП превысила предыдущие максимумы. Иными словами, позитивный эффект от корректировки заработной платы полностью исчерпан, и издержки компаний на труд снова повышают себестоимость производимой продукции.
  • Рост инвестиций в основной капитал отчасти остается загадкой, так как статистика показывает сокращение доли прибыли компаний в ВВП, возобновление (после короткого перерыва во 2 полугодии 2016 г.) накопления остатков на депозитных счетах компаний в банках, отсутствие расширения банковского кредита нефинансовому сектору. В то же время с учетом эффекта акселератора текущий экономический рост через увеличение желаемого объема капитала должен привести к более высоким темпам инвестиций и в 2018 г.
  • Неопределенность (по крайней мере на протяжении I квартала) относительно будущей экономической политики правительства РФ после президентских выборов и, соответственно, возможного изменения делового и инвестиционного климата в России. Также на протяжении всего года неопределенность для инвесторов, вероятно, будет поддерживаться риском введения новых санкций со стороны США.
  • Усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров (не только углеводородов), что сдерживает возможности для наращивания физических объемов нашего экспорта, даже при повышающихся ценах на эти товары.
  • Исчерпание потенциала роста экспорта в сельском хозяйстве. Аграрный сектор экономики и переработка продуктов питания стали заметным фактором экономического роста в 2014–2017 гг. – сначала как реакция на введение продуктового эмбарго со стороны РФ, а потом – в результате благоприятных климатических условий и рекордных урожаев, завершения ряда крупных инвестиционных проектов в аграрном секторе, начатых еще до 2014 г. Однако с началом кризисных явлений число новых подобных проектов в этой сфере заметно снизилось, а без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедляется.

Что делать?

Таким образом, вопрос о повестке экономических реформ после выборов в марте 2018 г. и формирования нового состава правительства остается центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений. По нашему мнению, сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточно для достижения в 2018 г. темпов роста реального ВВП не ниже 2,5%. Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры.

По нашему мнению, первоочередными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, могли бы стать:

1. Бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей. В частности, Центр стратегических разработок предлагает нарастить производительные расходы бюджета к 2024 г. с текущих 11% ВВП до среднеевропейского уровня в 13,5–14,0% ВВП, тем самым преодолеть хроническое недофинансирование (как по международным меркам, так и по требованиям приоритетов внутренней политики) расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие и являющихся приоритетными для граждан. При этом вкладывать следует только в те проекты и по тем направлениям расходов, которые имеют наибольшую готовность к структурным преобразованиям, чтобы обеспечить требуемую эффективность.

Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие 6 лет на уровне не ниже 34,0% ВВП, а по федеральному бюджету – не ниже 16,5–17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила.

Согласно расчетам ЦСР, перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным в результате «бюджетного маневра» могло бы повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п.п. на горизонте 3–5 лет, а в долгосрочной перспективе обеспечить до 1% дополнительного ежегодного роста.

2. Масштабное разгосударствление экономики. Это позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто. Уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.

Немаловажным является и бюджетный аспект приватизации. В соответствии с бюджетными проектировками на 2018–2020 гг. предполагается проведение достаточно жесткой бюджетной политики: расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. будут примерно равняться расходам в 2017 г., что означает их сокращение на 10% в реальном выражении (с учетом инфляции). При этом Россия остро нуждается в повышении инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру, которые должны стать приоритетными направлениями бюджетных расходов. Проведение приватизации позволит изыскать дополнительные ресурсы на финансирование данных направлений. В качестве альтернативы можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на экономику, однако в условиях необходимости ускорения темпов экономического роста увеличение налогов вряд ли целесообразно.

3. Либералиазция регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры, открытость экономики России в большей степени будут способствовать возвращению инвесторов (в том числе и с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики, чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на перемещение товаров, капитала и факторов производства. В части налогового администрирования работа Федеральной налоговой службы может быть поставлена в один ряд с лучшими примерами мировой практики, однако совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы только началось. В целом, в части регулирования движения капитала, валютного регулирования мы, на наш взгляд, серьезно отстаем от развитых стран.

Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий.

Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Похожие публикации