Тема зима в средней группе первое занятие. Занятие в средней группе на тему: Зима. Игра «Отгадай что это? »

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе.

Тема:"Царица Зима"

Интегрированные области: познание, коммуникация, здоровье.
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; пробуждение интереса детей к природным явлениям, взаимосвязью их с жизнью человека.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
Развивающие: Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
Словарная работа: Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать активный словарь детей.
Материалы: Репродукции картин с изображением зимней природы, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» («Времена года» П. И. Чайковского), оборудование для рисования, по две плоские счетные палочки на каждого ребенка.
Формы работы: групповая

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся.(Слышится стук в дверь).
Воспитатель. Кто-то к нам в дверь стучится. Я пойду открою.
Входит Снежинка (ребенок старшей группы, переодетый в костюм Снежинки).
Снежинка. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я – маленькая снежинка. Я принесла вам приглашение от Царицы Зимы.
Читают приглашение.
«Дорогие, ребята! Я хозяйка всего зимнего царства на земле – Царица Зима. Я хочу пригласить вас в моё царство – государство, что бы вы познакомились со мной. Но вы должны справиться с испытаниями, которые вас ждут в пути. До встречи!»
Воспитатель. Ребята, вы хотите побывать в царстве великой Царицы Зимы? Беритесь ребята за руки и отправляемся в путь.
По тропинке мы идём
И к Зиме сейчас придём.
Встретит нас Царица там,
Будет радостно всем нам (Дети идут по дорожке, украшенной снежинками и белыми следами. В конце дорожки, под елочкой лежит конверт с загадками).
Первое задание. Зимние загадки.
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице... (мороз)

Был простой, обычный дом,
Что же изменилось в нём?
Появилось украшенье-
Людям всем на удивленье:
Хрупкая и странная
Бахрома стеклянная…(сосулька)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Он из снега одного,

Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает... (снеговик)

Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим... (лед)

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый... (Дед Мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный... (снег)

Воспитатель: Молодцы ребята. Зима знает, что вы очень любите сюрпризы. И она приготовила вам сюрприз. Это волшебный «снежок», который поможет вам в следующей игре.
Динамическая пауза. Упражнение «Снеговик»
(всем раздать по одному снежку).
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (стихотворение В. Егорова) .
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Дети идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» руками большой круг.
Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой, дотрагиваются до носа.

Медленно приседают.
Разводят руками.

Воспитатель. Ну что же, поиграли, пора и потрудиться
Второе задание. Дидактические игры.
игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).
игра «Исправь ошибку»
Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; Зима – чудесное время года!»
Ребята, а вы согласны, что «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.
Третье задание. Составление творческих рассказов на тему
«За что я люблю зиму»
Воспитатель. Сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. (Показ). Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.
Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
Четвертое задание. Рисование «Забавные снеговички»
Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки». (Можно использовать Пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди) Звучит музыка. Входит Царица-Зима.
Зима. Здравствуйте, ребята
Я царица - зима
Моя корона из-за льда,
В волосах снежинки
Легкие пушинки
Бусы хрусталём горят,
Бусинки все – чистый град,
Серебром сверкаю
Вас в гости поджидаю.
Воспитатель. Здравствуй, Зимушка Зима. Путь наш был далёк и труден.
Зима. Знаю, знаю. Путешествие ваше было не простым, но я надеюсь, вам всем оно понравилось. Молодцы, ребятки. Порадовали меня тем,что очень много обо мне знаете. Ребята, а какой же праздник отмечают зимой? Правильно Новый год. Наверное, это самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков. Я хочу преподнести вам подарок. Это снежинки! Но все они разные: весёлые и грустные. Я предлагаю вам выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, поднимите снежинки, которые улыбаются.
Как хорошо, что у всех хорошее настроение. Ребята, мне пора уходить, помогать Деду Морозу деревья в лесу снегом одевать. До свиданья, друзья!
Воспитатель. Спасибо тебе, Царица – Зима. А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания. Ребята, давайте попрощаемся с гостями.

Цели:

Образовательная:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях;

Закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация), закрепить умение выразительно читать стихотворения;

Учить отгадывать загадки;

Обогащать активный словарь детей;

Совершенствовать умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины.

Развивающие :

Развивать мышление, связанную речь, творческое воображение.

Воспитательные :

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Материал:

Картины с изображением зимы, игрушка снеговик, конверт с загадками, пластилин, дощечки для лепки, медальоны виде снежинок.

Предварительная работа :

Заучивание стихотворений о зиме, экскурсии по территории детского сада, беседы о зимних признаках.

Ход занятия :

Ребята сегодня мы ещё раз с вами поговорим о зиме. Зима прекрасное время года. Ребята, а какие вы знаете признаки зимы? Зимой сильные морозы. Часто идёт снег. Зимой большие сугробы снега. Речка замерзает и покрывается льдом. На деревьях иней.

Да ребята правильно это всё признаки зимы. А какой первый месяц зимы? (декабрь)

Второй месяц зимы? (январь)

Третий месяц зимы? (февраль)

Да правильно это три месяца зимы. Ребята, а мы с вами учили стихи о зиме и зимних месяцах. Сейчас нам Лиза расскажет стих, а мы послушаем и скажем о каком месяце она рассказала. Утром рано в декабре,

Первый снег уж на дворе.

Расчищаем мы дорожки,

В тёплой меховой одёжке.

А каком месяце рассказала Лиза? (о декабре). Правильно ребята в декабре высыпает первый снег. Становится холодно и мы одеваем тёплую одежду.

А сейчас Лиля расскажет стихотворение.

Открываю календарь-

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе

Снег на крыше, на крылечке

Солнца в небе голубом

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

Про какой месяц рассказала Лиля? (о январе). Почему вы так решили? (С января начинается новый год. В январе много снега). Правильно, молодцы дети.

Ещё Максим расскажет стихотворение.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка

Поднимаясь мчатся в даль

Самолётов звенья

Это празднует февраль

Армии рожденье.

А это стихотворение про какой месяц? (февраль). Да правильно в феврале, дуют ветры, на земле позёмка и праздник 23 февраля день защитников Отечества.

Молодцы мы вспомнили стихи, а в какие игры мы играем зимой? (Катаемся на санках, на коньках, на лыжах, играем в снежки и лепим снеговика).

Вот как много интересных занятий зимой.

Ой, ребята, кто – то стучится.(Вношу снеговика).

Ребята, это снеговик к нам пришёл.

Здравствуйте ребята, как у вас тут весело, а мне скучно стоять на улице одному вот я и решил к вам прийти. А что вы делаете?

Мы говорим о зиме.

Ребята, а у меня есть вот загадки. Отгадаете их?

Давай попробуем.

Вот уж месяц снег идёт,

Скоро встретим новый год,

В снежной спячке вся природа

Подскажи те время года? (зима)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный…(снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Всё сквозные вырезные.

А возьмёшь - вода в руке. (снежинки)

Выпал снег чистейшей пробы

Из него везде…(сугробы)

С метлой в руке,

С ведром на голове

Стою зимой я на дворе. (снеговик)

Вот какие молодцы все загадки отгадали.

А у нас есть ещё интересная игра « Зимушка – зима»

Физкультминутка «Зимушка – зима».

Здравствуй зимушка – зима (кланяется)

Что в подарок принесла? (руки в стороны)

Белый снег пушистый (приседаем, проводим по воображаемому снегу)

Иней серебристый (руки в верх)

Лыжи, санки и коньки (имитируют движения)

И на елке огоньки! (делают фонарики)

Вот какая весёлая игра.

Да у вас весело, а мне одному скучно.

Ребята, а давайте слепим для снеговика друзей снеговиков. Садитесь за столы на свои места.

Но прежде чем лепить разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Зимняя прогулка».

(Загибаем пальчики по одному.)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками.)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями.)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Молодцы, а теперь давайте лепить снеговиков. Вспоминаем, что снеговик состоит из трёх шариков (большой, поменьше и самый маленький), слепите шапочку из коричневого пластилина, нас, глазки, а из веточек палочек сделаете руки снеговику.

Дети лепят снеговиков.

Вот какие снеговики получились, поставим их на поднос возле снеговика. Теперь тебе не будет скучно.

Спасибо ребята, а у меня тоже есть для вас подарки, что бы вы помнили о зиме вот такие снежинки медальоны.

Спасибо снеговик, оставайся с нами посмотришь, как ребята проводят время в детском саду.

Ребята, скажите, что мы сегодня делали? Беседовали о зиме и зимних забавах. Рассказывали стихи, отгадывали загадки, играли, лепили снеговика.

Молодцы ребята, но зима закончилась, и давайте с ней попрощаемся. Скажем до свидания Зимушка – зима, до встречи через год.

Конспект интегрированного занятия

в средней группе "Зимушка - зима"

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно - исследовательская)

«Коммуникация»

«Художественное творчество» (аппликация)

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

Тип : интегрированное

Возраст детей : 4-5 лет

Формы организации детей: группа

Задачи :

Образовательные :

Закрепить накопленные детьми представления о зиме;

Обогащать представления детей о природе;

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение по всему живому;

Воспитывать аккуратность во время работы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы;

Развивать внимание, память;

Развивать словарный запас детей;

Развивать мелкую моторику рук и координацию движений

Совершенствовать приемы наклеивания.

Словарь: снежная, снег, снежинка, Новый год.

Предварительная работа

Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

Беседы о характерных признаках зимы;

Чтение стихов о зиме.

Материалы и оборудование:

Кукла Буратино;

Снежинки из бумаги;

Презентация;

Картинки с изображением дерева, клей, вата, клеенки, салфетки по количеству детей.

  1. Организационный момент.

Педагог : Какое у вас сегодня настроение?

Дети : ответы детей.

Педагог : Возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети вкруг.

Я твой друг и ты мой друг.. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.

А теперь давайте подуем на ладошки и передадим хорошее настроение нашим гостям и поздороваемся с ними.

Воспитатель:

У нас с вами, ребята, сегодня есть возможность заглянуть за волшебное окно. Какая же за окном погода?

Слайд: вьюга за окном, звуковое сопровождение.

Ответы детей: пасмурная, ветреная, снежная, холодная…

-Как же еще можно назвать то, что за окном происходит?

Ответы детей: метель, вьюга.

Анимация вьюги.

Ветер, ты куда спешишь, Всё торопишься, летишь? Да, я всё лечу, лечу, Вьюгу встретить я хочу. Вьюга снежная зимою За моим окошком воет, Ждёт, поёт и в дверь стучит, А без ветра - замолчит.

Что же происходит во время вьюги?

Ответы детей.

-А,значит, какое время года за окном?

Дети: Зима.

-Как вы догадались?

Ответы детей.

Слайд с зимним пейзажем

Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается!

Опыт: Прозрачные контейнеры закрыты крышками. В них находятся крупинки пенопласта и вставлены соломинки.

А хотите сделать вьюгу сами? (Да) Тогда подойдите к столам, перед вами стаканчики стоят. На что похоже их содержимое? (На снег) Давайте подуем в соломинки, как ветер. Что у нас получилось?

Кто-то стучится к нам в дверь? Смотрите, к нам в гости пришел наш друг Буратино!

Поздороваемся с ним!

Дети : Здравствуй, Буратино!

Воспитатель : Дети, посмотрите, как дрожит наш Буратино. Как вы думаете, почему? По погоде ли одет Буратино?

Дети: Нет не по погоде.

Воспитатель: Какую одежду мы одеваем зимой?

Слайд: одетые в зимнюю одежду дети. Ответы детей.

Давайте, ребята, научим Буратино одеваться.

Дети имитируют процесс одевания по схеме .

Слайд: схема одевания зимой.

Воспитатель : Посмотрите, дети, а за нашим волшебным окном появился зимний лес. Как изменился лес с наступлением зимы?

Слайды зимнего леса за окном.

Ответы детей.

Как тихо вокруг! Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежное покрывало. Заснул лес, не слышно пения птиц!

А какие деревья вы у знали?

Дети: Береза, дуб, сосна, ель.

Воспитатель : А каких зимующих птиц вы знаете.

Слайд: зимующие птицы

Дети: синица, воробей, снегирь, ворона…

Буратино : Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Зимние слова»! Если вы услышите зимнее слово, хлопните в ладоши.

Дети: (хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой)

Буратино: (читает текст)

Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, варежки, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Игра «Отгадай что это? »

Воспитатель: Ребята, Буратино, на улице снегопад и, видимо, оттуда к нам попали вот эти снежинки! (на полу лежат бумажные снежинки, на них написаны загадки)

Буратино: Я знаю, это Дед Мороз хочет узнать: умеют ли дети отгадывать загадки!

Дети: Умеем!

Воспитатель: (Поднимает по одной снежинке и читает)

Как вы думаете, ребята, что же это такое появилось за нашим волшебным окном?

Слайд: река за окном

Как же изменилась река с наступлением зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Засиделся наш, Буратино, хочет поиграть! Вставайте с ним вместе!

Физминутка.

Буратино потянулся - потянутся

Раз нагнулся, два нагнулся - наклоны в стороны

Руки в стороны развел - руки в стороны

Видно ключик не нашел - повороты в стороны

Чтобы ключик нам достать - руки вверх

Нужно на носочки встать! - подняться на носочки

Слайд: за окном лесная полянка (поздняя осень)

Посмотрите, ребята, наше волшебное окно нам что-то еще желает показать. Да это же еще одна лесная полянка, но что-то с ней не так. Как вы думаете?

Ответы детей: на ней нет снега.

Наверное, не успела зима заглянуть на эту полянку. А давайте мы ей поможем. Посмотрите, у нас есть вата. На что она похожа? (на снег)

У нас есть клей и деревья с этой полянки, так давайте укроем деревья снегом.

Показ воспитателя.

Индивидуальная работа детей.

Оформление зимнего пейзажа из работ детей.

Прощание с Буратино.

Релаксация.

Документы для скачивания:

Конспект занятия (НОД) в средней группе

«Что бывает зимой?»

Подготовила:

Смоленцева Наталья Валерьевна

Цель: Уточнить знания о зимних явления природы.

Образовательные задачи:

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, зимних явлениях и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Формирование навыка словоизменения и словообразования.

Развивающие задачи:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.

Оборудование демонстрационное: магнитная доска, иллюстрации зимы в городе, картинки игр детей зимой.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за зимними явлениями погоды на участке.
  • Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
  • Беседы с детьми.
  • Чтение познавательной и художественной литературы.
  • Заучивание стихотворений.
  • Художественно-продуктивная деятельность детей.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Ребята, посмотрите, что изменилось у нас в группе? Да, появилась снежинка. Ой, а тут загадка! Послушайте!

Звонкая погода,

Снега кутерьма-

Это время года

Мы зовем (зима).

Правильно, зима!

А какое сейчас время года?

Как вы догадались, что это зима? (Стало холодно. Дни короткие, рано темнеет. Выпадает снег, стоят морозы. Солнце светит мало и не греет).

Чем покрыты деревья и кусты? (Деревья стоят голые, без листьев. Покрытые снегом. Только ели и сосны зеленые стоят).

Где еще лежит снег?

Как стали одеваться взрослые и дети? (Люди носят теплую одежду (шапки, шубы, зимнюю обувь и т. д.)

Как зимуют дикие звери? (У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Перелетные птицы улетели в теплые края.)

Скажите, какая погода может быть зимой? Если на улице идёт снег, то погода…Снег – (снежная); Мороз – (морозная); Ветер – (ветреная); Холод – (холодная).

Давайте поиграем в игру «Что бывает зимой?»

Я буду, произносит предложения, а вы хлопайте в ладоши, если согласны, а если явление не соответствует действительности, то топайте:

  • Зимой часто идет снег.
  • Дети надевают на прогулку панамки, шорты, сарафаны.
  • Дуют холодные ветры.
  • Жарко светит солнышко.
  • Дети катаются на санках, лыжах, коньках.
  • Они любят купаться и загорать.
  • Они готовятся к новогоднему празднику.

Молодцы! Справились с заданием.

Ребята, а в какие игры можно играть зимой?

Какие зимние игры ваши самые любимые?

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко», «Назови зимние виды спорта».

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы …(санки).

Например, Лена, найди картинку, на которой нарисовано катание на санках.

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их …(лыжи).

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и …(коньки).

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра …(хоккей).

Я думаю, все дети любят лепить снеговика. А давайте мы сейчас его тоже слепим!

Физкультминутка «Снеговик»:

Раз рука, два рука

Лепили мы снеговика (показывают, как лепят) .

Мы слепили снежный ком

Вот такой (показывают большой ком)

А потом поменьше ком

Вот такой (показывают ком поменьше)

А наверх поставили маленький комочек (показывают маленький комок)

Вот и вышел снеговик, снеговичок.

Снег, ведерко, да морковка (загибают пальчики на руке)

Да уменье и сноровка

И готов снеговичок, очень милый толстячок.

Молодцы, хорошие снеговики у нас получились!

Воспитатель: Да! Зима это не только холодное время года, но оно еще и веселое время. Давайте вспомним, что можно делать зимой?

Дети: Кататься с горки на санках, на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков.

Хорошее, веселое время года - зима!

Ребята, понравилось вам занятие?

А, я вам приготовила картинки, на которых нарисованы разные зимние забавы детей. Предлагаю вам, взять цветные карандаши и раскрасить их.


Людмила Никитина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что бывает зимой?»

Тема : «Что бывает зимой .

Место проведения : групповая комната средней группы .

Возраст и количество детей : 4-5 лет, подгруппа 8-10 человек .

Вид занятия : ознакомление с природой .

Тип занятия : познавательное , эколого – природоведческой направленности, обобщающее.

Образовательная область : познание .

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социализация» , «Здоровье» .

Уровень развития и подготовленности детей :

Имеют представление о смене времен года; знают, что зима наступает после осени;

Имеют представления о сезонных изменениях в природе зимой ;

Знакомы с изменениями в жизни растений зимой , с понятиями «лиственные деревья» , «хвойные деревья» и их условными обозначениями ;

Знакомы с жизнью животных зимой (медведь, ёж, белка, заяц, лиса, волк) и их приспособленностью к сезонным изменениям в природе;

Знакомы с понятием «зимующие птицы» , узнают и называют некоторых из них (снегирь, воробей, синица, ворона, сорока, дятел) ;

Знакомы с условными обозначениями некоторых зимних явлений и примет :

Используют карты-схемы с условными обозначениями при составлении описательного рассказа.

Цель : обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи :

Образовательные

Обобщить и систематизировать представления о зиме, погоде, зимних явлениях.

-Формировать понятие о взаимосвязях, существующих между изменениями в природе и жизнью животных и растений зимой .

Развивающие

Развивать связную речь детей через составление рассказов о зиме.

Расширять активный словарь детей за счет использования в речи слов, обозначающих «зимние» термины и понятия.

Способствовать освоению действия замещения объектов и явлений природы условными обозначениями .

Развитие психических процессов : мышление, внимание.

Воспитательные

– Развивать чувство любви и бережного отношения ко всему живому.

Ожидаемый результат.

Развитие личностных интегративных качеств ребёнка :

-любознательный , активный

с удовольствием включается в деятельность, активно взаимодействует с воспитателем, интересуется окружающим миром , особенностями и свойствами зимней природы;

Эмоционально отзывчивый

знаком с миром чувств , проявляет сопереживание к миру растений и животных, передаёт своё эмоциональное отношение к гостю Почемучке;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

стремится к общению со взрослыми с помощью речи, старается сотрудничать с другими детьми, знаком с правилами коммуникации, пытается выслушивать ответы других детей; активное участвуют в беседе с Почемучкой, отвечают на его вопросы;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения

положительно настроен на пребывание в детском саду , чувствует себя уверенно и свободно в присутствии гостей на занятии , имеет представления о правилах поведения на занятии , старается их соблюдать, усваивает правила вежливости - здоровается с гостями;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

ориентируется в пространстве группы , активно участвует в разных видах деятельности (игра, беседа) ;

Имеющий первичные представления о мире природы

имеет первичные представления о смене времён года, их характерных признаках;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

умеет слушать взрослого, выполнять его задания, концентрировать внимание на 20 минут, старается следовать правилам, принятым в группе .

Словарная работа :

- активизация словаря : введение в активный словарь ребенка слов - мороз, запасы, корм, спячка, дупло, нора, берлога, снежное одеяло, морозно, холодно;

Образование сложных слов : снегопад, гололёд;

Подбор прилагательных для описания диких животных – беленький, быстрый, рыжая, хитрая, голодный, злой, серый, косолапый, бурый;

- уточнение понятий : метель, лиственные деревья, хвойные деревья, зимующие птицы.

Ресурсное обеспечение :

программно – методический комплекс :

Программа Л. А. Венгер «Развитие» , Гном – пресс, М., 1999;

Планы к программе Л. А. Венгера «Развитие» , раздел «Ознакомление с природой » , занятие №11 . стр. 54, УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие» , М., 1999;

Программно – методическое пособие «Развитие +» , НОУ «Учебный Центр им. Л. А. Венгера «Развитие» , М., 2012;

учебно-дидактическое обеспечение :

демонстрационный материал : кукла Почемучка; круговая диаграмма смены времён года; иллюстрации о зиме, картинки диких животных (лиса, заяц, медведь, белка, волк, ёж) ; условные обозначения : «лиственные деревья» , «хвойные деревья» , «спячка» , «делают запасы» , «ищут корм зимой » , ; 3 обруча; карта – схема с условными обозначениями зимних явлений : «день короче ночи» , «солнце светит, но не греет» , «снег» , «метель» , «сугробы» , «реки скованы льдом» .

раздаточный материал : комплект карточек с условными обозначениями зимних явлений (на пару детей) ;

технические средства обучения : музыкальный центр.

Литературное сопровождение : стихи, загадки о зимних явлениях природы, загадки о животных;

Музыкальное сопровождение : П. И Чайковский «Времена года» («Зима. Декабрь» ).

Методы и приёмы : организационный момент (хороводная игра «С неба падают снежинки» с использованием художественного слова, сюрпризный момент (приход гостя – «Почемучки» , беседа, составление рассказов по карте - схеме, условным обозначениям , игра «Загадки» (классификация животных по способу их зимовки (круги Эйлера, словесная игра «Какой? Какая?» , подвижная игра с использованием художественного слова «Идёт Зимушка – зима» .

Образовательная деятельность вне занятий :

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, погодой и жизнью растений зимой ;

Изготовление кормушек, подкармливание птиц;

Игры и эксперименты со снегом и льдом;

Рассматривание иллюстрированных книг, альбомов по теме «Зима» ;

Чтение художественных произведений (И. Соколов – Микитов «Зимой » , Г. Скребицкий, В. Чаплина «Кто как зимует?» , «Про животных зимой » , «Куда комары зимой деваются , «Как заяц зимой живёт , «Как белочка зимует?» , «Как зимуют рыбы?» , «Посмотри вокруг » , «Перелётные птицы» , Г. Скребницкий, сказка «Всяк по-своему» , В. Бианки «Синичкин календарь» , Н. Павлова «Зимняя пирушка» , «Белые шубки» , О. Иваненко «Сосулька» , С. Есенин «Заметает пурга белый путь» , Л. Толстой «Декабрь» , Ф. Тютчев «Чародейкою зимою околдован лес стоит » и др.);

Словесные и хороводные игры : «С неба падают снежинки» , «Какой? Какая?» , «Идёт Зимушка – зима» и др.

Разучивание стихов, народных зимних примет, пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

Слушание аудиозаписи зимних песен, звуков зимы (метель, хруст шагов, произведений П. И. Чайковского «Времена года» («Декабрь. Святки» , «Январь. У камелька» , «Ноябрь. На тройке» );

Тематические беседы с детьми;

Работа с круговой диаграммой «Волшебный круг» в уголке природы (пополнение новыми знаками, повторение) .

Структура и содержание занятия :

1 часть (вводная)

-организационный момент : хороводная игра «С неба падают снежинки» ;

Сообщение темы занятия ;

Звучит музыка (П. И. Чайковский, «Времена года» , «Зима. Декабрь. Святки» )

Послушайте, какая красивая музыка звучит, как - будто снежинки кружатся в танце. Давайте и мы закружимся как снежинки и поиграем в игру «С неба падают снежинки» . (После игры дети садятся на стульчики) .

Какое время года у нас сейчас? Каким цветом оно обозначено на нашем волшебном круге? На дворе – февраль, это последний месяц зимы. Давайте мы сегодня вспомним всё, что вы узнали про зиму?

2 часть (основная)

Сюрпризный момент : приход гостя «Почемучки»

Составление рассказов о зиме, зимних явлениях с опорой на карту - схему;

Уточняющая беседа

Словарная работа : «гололёд» , «снегопад» , «метель» ;

Работа с условными знаками :

- «лиственные деревья» ,

- «хвойные деревья» ;

Уточнение понятия «зимующие птицы» ,

Беседа о помощи птицам в холода;

Классификация животных по способу их зимовки : «спячка» , «делают запасы» , «ищут корм зимой » (круги Эйлера) . Игра «Загадки» . Подбор прилагательных. Словесная игра «Какой? Какая?»

Динамическая пауза

Подвижная игра «Идёт Зимушка – зима» . Закрепление знания условных обозначений .

3 часть (заключительная)

Подведение итога занятия , оценка деятельности детей

Ребята, я так много сегодня узнал о том, что бывает зимой , как зимуют животные и птицы (Отмечает индивидуальный вклад каждого ребёнка) . А сейчас мне пора домой. Спасибо вам за подарок, он мне очень пригодится. До свиданья.

Ребята, вы сегодня мне очень помогли, сама бы я не смогла ответить на все вопросы, а вместе мы сделали это легко и быстро. Я тоже приготовила вам подарки, которые будут напоминать вам о зиме (листочки – раскраски) .

Приложение

1. Правила проведения игры «С неба падают снежинки»

Дети вместе с воспитателем образуют круг и выполняют движения под текст :

С неба падают снежинки как на сказочной картинке. (легко кружатся вокруг себя )

Будем их ловить руками, и покажем дома маме. (ловят снежинки и показывают соединённые ладошки)

А вокруг лежат сугробы , снегом замело дороги. (присев, выполняют плавные движения руками)

Не завязнуть в поле чтобы – поднимаем выше ноги. (шагают на месте, высоко поднимая ноги)

Вон лисица в поле скачет, словно мягкий рыжий мячик. (имитируют движения лисы)

Зайчик ловкий убежал, на зубок её не попал. (прыгают на месте)

Ну, а мы идём, идём, и к себе приходим в дом! (шагают, подходя к своим стульчикам)

2. Игра «Загадки»

Не барашек и не кот, носит шубку круглый год, шубка серая – для лета, для зимы – другого цвета. (ЗАЯЦ)

Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют, по деревьям быстро скачет, был он там, теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Да ведь это… (БЕЛОЧКА)

Рыжая плутовка спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та, как зовут её… (ЛИСА)

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (ЁЖ)

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой , любит шишки, любит мёд. Ну ка, кто же назовёт? (МЕДВЕДЬ)

Серый, страшный и зубастый произвёл переполох. Все зверята разбежались, напугал зверят всех… (ВОЛК)

3. Стихотворение В. Степанова «Звери зимой »

Ёж, медведь, барсук, енот спят зимою каждый год .

Зайца, волка, рысь, лису и зимой найдёшь в лесу

4. Правила проведения игры «Идёт Зимушка – зима»

Дети вместе с воспитателем встают в круг, идут со словами :

Идёт Зимушка – зима, у неё белая коса. Где она идёт, там снег трясёт.

У реки ступает – льдом воду покрывает. Где на окна дышит, там узоры пишет.

С нею Мороз, у него много угроз. Кого схватит, тот замёрз!

(Дети приседают, воспитатель «морозит» детей.)

4. Условные обозначения зимних явлений . (по программе дети придумывают сами)

«снег» , «метель» , «сугробы» , «лиственные деревья» , «реки покрыты льдом» , «день короче ночи» , «хвойные деревья» , «птицы слетаются к человеческому жилью» ,

«животные поменяли мех» , «спячка» , «животные делают запасы» , «животные ищут корм»

Похожие публикации