Особенности пунктуации в сложноподчинённом предложении с однородным соподчинением придаточных. Особенности пунктуации в сложноподчинённом предложении с однородным соподчинением придаточных Кутузов писал что русские не отступили

т.к. различны производители действия ). 5) Поднявшись на горную
вершину, они увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно,
словно всматриваясь куда-то своими верхушками.
№ 413. 1) Когда отряд перешел через невысокий горный хребет, то
попал в долину, которая поросла густым лесом. 2) Большое дерево,
которое лежало на земле, загородило путь. 3) Когда вступаешь в
лес, который тянется на несколько сот километров, то невольно ис-
пытываешь чувство некоторой робости. 4) Хотя путешественники
сильно устали, они все же упорно шли вперед. 5) Они двинулись
дальше после того, как отдохнули и утолили жажду. 6) Когда мы
приближались к морю, то еще издали услышали его глухой шум.
№ 414. В своей поэме он [Пушкин] умел коснуться так многого, на-
мекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру
русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно на-
звать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным
произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с та-
ким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на со-
временную ей, и на последующую русскую литературу? А ее влия-
ния на нравы общества? Она была актом сознания для русского об-
щества, почти первым, но зато таким великим шагом вперед для не-
го. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на
одном месте сделалось уже невозможным. Пусть идет время и при-
водит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское
общество и обгоняет «Онегина», как бы далеко оно не ушло, но все-
гда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней
исполненный любви и благодарности взор!
№ 415. 1) Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что
французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях
с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений.
, (что…), (что…), (что…).
2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необхо-
димы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали.
, (как…), (чтобы…).
3) Они [Синцов и Маша] приехали в квартиру Машиной матери на
Усачевке, где так недавно прожили двое суток по дороге в Симфе-
рополь и куда вернулись теперь с таким чувством, словно прожили
не пять дней, а пять лет.
, (где…) и (куда…), (словно…).
138
4) Серпилин смотрел на артиллеристов, соображая, может ли быть
правдой то, что он только что слышал.
, (), (что…).
5) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притер-
пелись после света к темноте, приходилось ощупью отыскивать до-
рогу.
, (что…, (пока…)).
6) Когда их работа [рыбаков] кончена и мокрая сеть вновь лежит на
носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще
шевелящейся рыбой.
(когда …) и (…), , (что…).
7) Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение не-
скольких лет, он также был бы неуловим. , (что…, (если…)).
8) Даша заметила, что, когда вслед за звонком в столовой появлялся
Рощин, Катя сразу не поворачивала к нему головы, а минуточку
медлила.
, (что…, (когда…)).
9) Сажая деревца, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не
дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.
, (что если…), (то…).
№ 416. 1) Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы... Помните, что
на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас
ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.
, (что…), (которые…), [и, (если…),].
2) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корня-
ми в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность
рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего ми-
ра. , (что…), а (…). Добрые чувства, эмоциональная культура -
это средоточие человечности.
3) Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того,
чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное
общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и

В рамках которого волонтеры и знаменитости в прямом эфире читают роман Льва Толстого "Война и мир".

Глава российского правительства выбрал для чтения отрывок из четвертого тома эпопеи, в котором описано, как петербургское общество ожидало новостей от полководца Михаила Кутузова о решающем сражении с Наполеоном. Трансляция велась из загородной резиденции Медведева в Горках. Он предпочел держать в руках бумажную книгу, а не электронную версию романа.

"Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана Творцу благодарность за его помощь и за победу", - прочел Медведев. Далее в романе говорится о том, что главную радость придворных составил не сам факт победы, а то, что известие об этой победе пришлось на день рождения государя.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, комментируя решение Медведева об участии в литературном марафоне, пояснила, что он счел важным участвовать в проекте, который завершает Год литературы в России и объединяет самых разных людей по всей стране.

Литературную эстафету Дмитрий Медведев принял из Санкт-Петербурга от директора Пушкинского дома Всеволода Багно. После него чтение романа продолжила искусствовед Наталия Толстая из московского музея Отечественной войны.

В проекте, который реализован при участии музея-усадьбы "Ясная Поляна" , должны принять участие многие города России и мира, расположенные в разных часовых поясах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Смоленск, Казань, Уфа, Сочи, Грозный, Владивосток, Хабаровск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Берлин, Париж, Пекин, Вашингтон и многие другие. Места для проведения чтения будут оборудованы в театрах, музеях, исторических зданиях, часть из которых связана с текстом романа. Онлайн-трансляция ведется несколькими российскими СМИ, а также организована на сайте "Война и мир" .

Лев Толстой задумал эпопею о русском обществе в эпоху Наполеона задолго до того, как приступил к работе над текстом. Первые наброски он сделал в 1856 году. Спустя пять лет он представил первые главы Тургеневу и Герцену. Работа над романом продолжалась до 1868 года.

Существовало три варианта названия романа, оно менялось, по разным источникам, от шести до 20 раз. В первой редакции "Войну и мир" разделили на шесть томов. Впоследствии Толстой существенно сократил произведение и ужал до четырех томов, однако позднее посчитал редакцию неудачной и вернул исключенные куски. Стоит отметить, что в переписке с Фетом писатель называл роман "многословной дребеденью".

Современные критики относятся к "Войне и миру" значительно более серьезно, нежели автор. Так, например, автор проекта, телеведущая Фекла Толстая, указывает, что "Толстой соединяет всю нашу страну не меньше, чем государственная граница и единая валюта", и говорит о произведении как о "масштабном романе с мощным патриотическим зарядом".

II Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и получил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодарность за его помощь и за победу. Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно-праздничное настроение духа. Все признавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о пленении самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции. Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого-нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события -- смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами: -- Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль! -- Что я вам говорил про Кутузова? -- говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. -- Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона. Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь. -- Каково положение государя! -- говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale, но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la. Reine d"Espagne предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили. Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен. На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика. -- Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России. Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение: "Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества". Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову: "Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1-го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал-адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости".

Задания для диагностики

7. Укажите предложение, не являющееся сложноподчинённым, в состав которого входят однородные придаточные.

    Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она;
    Что наши лучшие желанья,
    Что наши свежие мечтанья
    Истлели быстрой чередой,
    Как листья осенью гнилой. (А.С. Пушкин)

    Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. (И.А. Гончаров)

    Она появляется то поэтически разнообразно, глубоко, то правильно, ясно, постепенно и естественно. (И.А. Гончаров)

    Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому. (А.С. Пушкин)

8. Укажите предложение с ошибкой в расстановке знаков препинания.

    Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л.Н. Толстой)

    Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потелко вон из Москвы, показывая этим отрицательный действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. (Л.Н. Толстой)

    Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. (Л.Н. Толстой)

    Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен. (Л.Н. Толстой)

9. Определите вид подчинения придаточных в составе следующего сложноподчинённого предложения:

Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. (Л.Н. Толстой)

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными предложениями бывают двух основных типов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному; 2) первое придаточное присоединяется к главному, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и параллельными (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными .

Если соподчинённые предложения соединяются сочинительными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и , перед которым запятая не ставится:

Если же однородные придаточные не соединяются сочинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоит запятая:

Если однородных придаточных несколько, то знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) придаточных (времени); перед каждым придаточным стоит союз и ; перед вторым союзом и поставлена запятая:

Если при главном предложении имеются два однородных придаточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

2. При главном предложении могут быть неоднородные придаточные , которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением :

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют цепь : первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т.д. Такая связь предложений называется последовательным подчинением , например: Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (Т.)

Придаточное 1-й степени - придаточное времени; придаточное 2-й степени - придаточное определительное.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём - придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного:

Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так , например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать; 2) Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обещание.

III. Имеются такие сложноподчинённые предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например: В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. (Пол.)

471. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. (Бун.) 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (Купр.) 6) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.)) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.) 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.)

472. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы сложных предложений.

1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями в детство а человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство этого языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины. (Пауст.)

473. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое и запишите его.

Образец. Природа - могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение (хотя, потому что ). - Хотя природа - могучий источник воспитания человека, с познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

1) Человеку в учении всё даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни (если..., если..., который... ). 2) Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы... ). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда... ). 4) Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо... ).

474. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Составьте схемы 1-6-го предложений.

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.) 6) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пятно которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.)

475. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 1-4-го предложений.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых св..тилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и (не)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и что сад плохо снабж..н водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрез..вал свои розы ещё влажные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны. 5) В хорошие тёплые утра его можно было вид..ть на скамейк.. за домом в самом укромн..м месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид. .ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овл..девало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражался мил..м искрен..м и глубоким смехом. (А. Куприн)

Похожие публикации