Все иконе владимирской божьей матери. Икона божией матери владимирская. Слава, и ныне

Небольшая особенность Владимирской иконы: это единственное изображение, на котором видна стопа Иисуса.

Образ Богоматери для православного мира - один из главных. Его ставят наряду со Святой Троицей, Святым Духом и Спасителем. Богородица - заступница, наставительница для каждого отдельного христианина и всей страны целиком.

Иконы Богоматери можно встретить в каждой церкви, каждом жилище православного. Через них она проявляет свою волю, внимает молящимся, помогает. Одно из наиболее почитаемых изображений - Владимирское. Оно фигурирует в важных исторических событиях России. Икона исцелила множество людей от недугов, с которыми не способна справиться современная медицина.

История Владимирской иконы Богоматери очень интересна, но не менее интересно её описание, данное искусствоведами, иконографами и учеными. Она является ярким образцом Византийской живописи XII века, имеет неповторимые черты.

Описание

На Владимирской иконе Дева Мария изображена в темно-красном одеянии. На руках - младенец Спаситель. На его одежде есть небольшая зеленая полоса - клав, символ царской власти. Фон - золотой. По бокам нанесены монограммы.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Специалисты по иконописи утверждают, что она сделана в Византии. Предположительное время создания - XI-XII век. Изображение является ярким примером перемен в искусстве той местности. Художники, иконописцы отошли от нарочитой графичности, перестали противопоставлять линии объему. Характерны слабые, почти невидимые мазки, которые создают ощущение нерукотворности святыни. Линии - плавные, вытекающие одна из другой.

Тип «Умиление» характерен способом изображения Богоматери и Младенца Спасителя. Дева Мария держит Иисуса на руках, голова склонена к нему. Маленький Спаситель прижимается своей щекой к щеке матери. Распространенно мнение, что именно такое изображение пользовалось особым почетом в Константинополе. Тип сформировался в XI–XII веках нашей эры. Иконы «Умиление» обладают многогранным символизмом.

Символизм

«Умиление» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, оно символизирует жертву, приносимую матерью ради всего человечества. Каждая ли мать готова отдать своего ребенка на муки, чтобы спасти кого бы то ни было? Жертва Девы Марии безгранична. Она знала, что Сын Божий проживет нелегкую земную жизнь. Поэтому её душевные терзания можно сравнить со всей болью, которую испытал её сын.

Также иконы «Умиление» - символ материнской любови. Богородица является общей матерью всех христиан, она защищает нас, помогает в трудные моменты, заступается перед Отцом-Господом за каждого.

Появление святыни на Руси и первые чудеса

Данная икона написана предположительно в XII веке. Согласно приданию, это список с изображения, сделанного Лукой при жизни Девы Марии. Холстом послужила столешница от стола, за которым обедал Спаситель с Иосифом и своей матерью. В V веке эта икона попала в Константинополь, а почти через 700 лет священнослужитель Лука сделал с неё список и отправил в дар Юрию Долгорукому.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, отправился со святыней на другой конец страны, чтобы основать там независимое от Киева царство. Проездом он был во Владимире. И здесь икона впервые проявила себя, как чудотворная. Не успел Андрей отдалиться от города, как кони встали, как вкопанные. Никто не мог сдвинуть их с места. Тогда заменили лошадей, но и эти отказывались отдаляться от Владимира. Юрий понял, что это знак, и начал усердно молиться. Ему явилась Божья Матерь, которая сказала, что место иконы - в этом городе. Для неё было велено построить храм. Князь повиновался. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона с момента появления на Руси почиталась всеми слоями населения - от крестьян до князей. История знает минимум 3 случая, когда через святыню Дева Мария несколько раз изъявляла свою волю, миловала целые города, защищая их от погибели.

Кратко о трех самых известных чудесах:

  • Спасение от хана Мехмета. В 1521 году татарский предводитель собирался захватить Москву, собрал для этого многочисленное войско. Все православное население, епископы и правление молилось перед иконой Божьей Матери. В итоге она спасла город, явившись Мехмету во сне с огромным войском. Он испугался этого знака и отступил.
  • Спасение от хана Ахмата. Противостояние было выиграно не начавшись. Ахмат привел войска к реке Угре и ждал действий от противоположной стороны. Князь не повел воинов в наступление, а занял удобные позиции. Побоявшись ловушки, враг отступил. Перед этим одной благочестивой монахине во сне явилась Божья Мать, показав, что нельзя выносить икону за пределы города. Хан отступил после того, как остановили епископов, собиравшихся это сделать, прочли искреннюю молитву.
  • Спасение от хана Тамерлана. Он отступил, увидев Богородицу в своем сне.

В честь каждого из этих чудес устраиваются празднования иконы.

Откликалась Божья Матерь и на молитвы простых людей. Многих она исцелила от болезней, которые не способна победить медицина: слепота, пороки сердца, рак.

Чудотворные списки

Отличительная особенность Волоколамской иконы - изображение святителей Киприана и Геронтия, с которыми связано прибытие святыни в Москву

  • Волоколамский список с иконы Богородицы находится в Московском Успенском соборе. В 1572 году её привезли из Звенигорода в монастырь Иосифа Волоцкого. Святители Киприан и Леонид сыграли важную роль в судьбе Владимирской святыни, поэтому были удостоены попасть на её список. Первый перевез икону из Владимира в Москву. При втором она окончательно укрепилась в столице, было решено оставить её здесь если не навсегда, то на очень продолжительное время. В 1588 году Волоколамской святыне посвятили церковь, а после перенесли её в Успенский собор. Святыня считается чудотворной.
  • Селигерский список. Принадлежал преподобному Нилу Столбенскому, который жил у озера Селигер, на острове Столбном. Хранится рядом с его мощами. При жизни священнослужителя пытались ограбить: войдя в его келию, преступники увидели лишь икону. И сразу же ослепли - Господь защитил Нила, покарав злоумышленников. Они раскаялись, начали слезно просить преподобного о прощении. Простив их, Столбный помолился Господу о прощении мужчин. К ним вернулось зрение.

На Селигерской иконе Младенец изображен справа от Девы Марии.

Владимирской иконе чаще всего молятся о спасении души, наставлении на истинный путь, о защите детей. Божья Матерь готова защитить каждого, кто обратился к ней в искренней молитве. Были случаи, когда она помогала даже иноверцам.

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых православных икон. Её история загадочна. По легенде Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезничали Иисус Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. До 450 года образ пребывал в Иерусалиме, затем был перевезен в Константинополь , а в XII веке попал на Русь.

Православные христиане верят, что икона, написанная два тысячелетия назад, дошла до нас в первозданном виде. Однако беспристрастные ученые датируют Богоматерь Владимирскую началом XII века и полагают, что если она и имеет отношение к иконе кисти евангелиста Луки, то является лишь списком с ее более древних списков. По версии искусствоведов, Богоматерь Владимирская была написана в Византии.

Около 1131 года константинопольский патриарх Лука Хрисоверг в качестве подарка князю Мстиславу отправил ее в Киев. Икону поместили в Богородичный монастырь городка Вышгород, отсюда украинское название этой иконы – Богоматерь Вышгородская. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир , поэтому в России икона известна как Владимирская. Хранилась святыня в главном храме города – Успенском соборе . Князь повелел украсить ее дорогим окладом, на изготовление которого, если верить легенде, ушло 5 килограммов золота.

В 1237 году Владимир был захвачен монгольским ханом Батыем . Его войска разграбили Успенский собор, разбили множество икон, но с Владимирской Богоматери лишь сняли оклад, а сам образ оставили невредимым.

С Владимирской иконой Божией Матери связано множество чудес. В 1395 году во время опустошительного нашествия на Русь хана Тамерлана святыню принесли в Москву для защиты города от неприятеля. Разоряя один город за другим, войска Тамерлана, дойдя до предместий Москвы, остановились и, простояв на одном месте две недели, повернули вспять. По легенде, Тамерлану явилось видение: перед ним предстала высокая гора, с которой спускались святители в золотых одеждах, а в небе, окруженная сиянием, явилась Богородица и велела полководцу оставить пределы Руси. Тамерлана обуял неизъяснимый страх, и он отдал приказ к отступлению.

Чудесное спасение города от уничтожения связали с Владимирской иконой Божией Матери. На месте встречи («Сретения») москвичей с чудотворной святыней был воздвигнут Сретенский монастырь, который дал название улице Сретенке.

Икона Владимирская Богоматерь (деталь)

В 1451 году произошло еще одно чудесное избавление Москвы от захватчиков. Ногайский царевич Мазовша со своим войском осадил город. Москвичи, силы которых были слишком малочисленны, чтобы противостоять неприятелю, решили прибегнуть к помощи своей Небесной Защитницы. Они взяли Владимирскую икону из Успенского собора, где та пребывала со времени нашествия Тамерлана, и совершали с ней крестные ходы по стенам города, молясь о заступничестве Богородицы. На следующий же день несметные полчища Мазовши отступили. Предание гласит, что захватчики услышали необычайно сильный шум. Они решили, что на них надвигается огромное войско и в страхе пустились в бегство.

Следующее чудо, связанное с Владимирской иконой Божией Матери, произошло в 1480 году, во время эпохального «стояния на реке Угре », которое положило конец татаро-монгольскому игу на Руси. Великий князь Иван III отказался платить дань орде , и хан Ахмат послал свои войска наказать непокорных. Русская и татарская армии встретились на реке Угре, и никто не решался первым форсировать водную преграду. Русские войны в первых рядах держали Владимирскую икону Божией Матери. Татары так и не рискнули пойти в атаку. Они отступили и больше никогда не возвращались на русскую землю.

С Владимирской иконой связывают также чудесное спасение Руси от нашествия в 1521 году крымского хана Махмет-Гирея. Стотысячное войско неприятеля, опустошительным вихрем пронесясь по русским землям и дойдя до Москвы, неожиданно повернуло вспять. Это чудо, как и другие сверхъестественные избавления от захватчиков, православные христиане считают промыслом Богоматери-Заступницы.

После стольких чудес, связанных с Владимирской иконой, она стала почитаться одной из главных русских православных святынь. Перед ней приносили присягу на верность России, совершали молебны, отправляясь в военные походы, избирали патриархов и митрополитов.

До 1918 года образ хранился в Успенском соборе Московского Кремля , откуда, после закрытия храма, был перемещен в Третьяковскую галерею. Сегодня Владимирская икона находится в храме-музее Николая Святителя в Толмачах. Ее роскошный драгоценный оклад стал отдельным экспонатом, пополнившим коллекцию Оружейной палаты.

Владимирская икона Божией Матери. Видеофильм

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса или «Умиление». Младенец Христос прильнул щекой к щеке матери, голова которой склонена к сыну. От других икон типа Елеуса Владимирская икона отличается тем, что левая ножка младенца согнута по-особому и нам видна ее ступня.

За девять веков своего существования Владимирская икона была по меньшей мере 4 раза записана новой живописью, а также пережила несколько реставраций. Во время одного из поновлений в начале XV века на задней стороне иконной доски был написан сюжет, изображающий Этимасию – престол, уготованный для второго пришествия Христа, и орудия Страстей Христовых.

Последняя масштабная реставрация иконы была проведена в 1919 году с целью освобождения древней живописи от более поздних наслоений. К сожалению, от первоначального письма остались лишь небольшие разрозненные фрагменты.

С Владимирской иконы было написано огромное количество списков. Многие из них почитаются как чудотворные, например, широко известная Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (1524). Кроме того, знаменитая святыня стала основой для создания новых иконографических сюжетов, таких как «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы» и «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства российского».

По материалам работ И. И. Мосина. Другие статьи о древнерусском искусстве – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».


«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2017 05:36

Икона «Покров Богородицы» - одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона...

Был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля.. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви, она могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротоде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки , кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконы Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.

Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря) 1588 год.

Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3)1634 год.

Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3).1603 год.

Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28) 12 век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак , глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Молитва иконе Божией Матери Владимирская

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому путю, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» …

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках..

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

В православии Богоматерь чтят наравне с самим Христом, а ее изображений довольно много. Одним из самых популярных и интересных является Владимирский образ, значение которого для России велико.

Считается, что первую икону написал евангелист Лука, а в V веке она перешла из Иерусалима в Константинополь к императору Феодосию. На Русь икона попала уже из Византии в XII веке, примерно в 1131 году – это был подарок от патриарха Константинополя Луки Хрисоверга князю Мстиславу. Доставил образ греческий митрополит Михаил , который прибыл накануне, в 1130 году.

Вконтакте

Одноклассники

История

Первоначально Богоматерь хранилась в Богородичном женском монастыре в городе Вышгород возле Киева – отсюда следует ее украинское название Вышгородская Богородица. В 1155 году икону забрал князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир – отсюда следует ее русское название. Князь украсил образ дорогим окладом, но после его смерти по приказу князя Ярополка драгоценности сняли, а икону передали князю Глебу Рязанскому. Только после победы князя Михаила Богоматерь и драгоценный убор вернули обратно в Успенский собор.

В 1237 году после разорения города Владимира монголо-татарами Успенский собор также был разграблен, а образ опять лишился убора. Собор и икона были восстановлены при князе Ярославле. После этого в конце XIV века князь Василий I во время нашествия армии Тамерлана приказал перевезти икону в Москву для защиты столицы. Ее поместили в Успенский собор Кремля по правую сторону от царских врат. На месте встречи образа с москвичами («сретении») был основан Сретенский собор, а позднее пролегла одноименная улица.

В то же время войско Тамерлана внезапно, без какой-либо причины повернуло обратно, дойдя только до города Елец. Было решено, что Богородица заступилась за Москву , явив чудо. Но на этом чудеса не закончились: подобные же внезапные отступления произошли в 1451 году во время нашествия царевича-ногайца Мазовши и в 1480 году при стоянии на реке Угре.

Специалисты считают, что между отступлением Тамерлана и стоянием на Угре икону несколько раз перевозили во Владимир и обратно, так как 1480 год был особенно отмечен возвращением Владимирской иконы в Москву.

Позднее икону увозили из столицы в 1812 году во Владимир и Муром, после победы ее вернули в Успенский собор и уже не трогали до 1918 года. В этот год собор был закрыт советской властью, а образ отправлен на реставрацию. Через 8 лет ее перевезли в Исторический музей, а еще через 4 года – в Третьяковскую галерею.

С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах . Это домовая церковь при Третьяковском музее, в которой проходят богослужения для верующих, а все остальной время церковь открыта как зал музея.

В 1989 году часть икону (глаз и нос Богоматери) были использованы в логотипе кинокомпании «Icon Productions» Мела Гибсона. Эта компания выпустила фильм «Страсти Христовы».

Чудеса

Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:

К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.

Описание

Владимирская икона Богородицы относится к типу («Елеуса»), который легко опознать. В отличие от Казанского образа, где Младенец является в первую очередь Сыном Господа и благословляет людей, а Божья Матерь заранее видит его судьбу, Владимирская более «человечна», в ней отчетливо видны мать с ребенком, ее любовь к нему. Широкое распространение образ получил в XI веке, хотя известен был еще в раннехристианские времена. Описание образа и его значение даны ниже:

Первая пришедшая в Россию икона датируется XII веком, исследователи полагают, что она была нарисована в Константинополе, то есть изначально была списком с оригинала евангелиста Луки. Однако она является памятником византийской живопись 1057-1185 годов (комниновского возрождения), которые удалось сохранить.

Размеры иконы 78*55 см. За все века существования ее переписывали (перерисовывали на том же месте) не менее 4 раз:

  1. В первой половине XIII века;
  2. В начале XV века;
  3. В 1514 году при переделке в кремлевском Успенском соборе;
  4. В 1895-1896 годах перед коронацией Николая II.

Также икону обновляли частично в:

  1. 1567 году митрополитом Афанасием в Чудовом монастыре;
  2. В XVIII веке;
  3. В XIX веке.

Фактически сегодня от первоначальной иконы остались только несколько фрагментов:

  1. Лица Богоматери и Младенца;
  2. Полностью левая и часть правой кисти Младенца;
  3. Часть синего чепца и кайма с золотом;
  4. Часть золотисто-охряного хитона Младенца и виднеющийся прозрачный край его рубашки;
  5. Часть общего фона.

Пострадал и драгоценный оклад: первый оклад, заказанный Андреем Боголюбским (около 5 кг только одного золота, не считая серебра и драгоценных камней), не сохранился вовсе. Второй был заказан митрополитом Фотием в начале XV века и тоже утерян. Третий был создан в середине XVII века по приказу патриарха Никона из золота и сейчас хранится в Оружейной палате.

Копии

Сегодня Владимирская икона является очень распространенным образом и находится в большом количестве храмов по всему миру. Разумеется, считать каждую Владимирскую икону творением Луки нельзя: само обозначение «Владимирская» означает определенную позу Богоматери и Младенца, выражение их лиц. Фактически, сегодня все иконы такого типа являются списками (копиями) с оригинала, который до нас не дошел.

Наиболее значимыми списками являются:

Все указанные выше иконы хоть и являются списками, почитаются, как чудотворные. Также Владимирская Богородица стала основой для создания других образов: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом», Игоревская Владимирская икона (сокращенный вариант оригинала), «Похвала Владимирской иконе» («Древо государей Российских», автор Симон Ушаков).

Дни почитания

У иконы всего 3 даты:

  1. 3 июня: благодарность за победу в 1521 году над ханом Махмет-Гиреем;
  2. 6 июля: благодарность за победу в 1480 году над монголо-татарами;
  3. 8 сентября: благодарность за победу в 1395 году над ханом Тамерланом. Сюда же относится сретение (встреча) иконы в Москве.

В эти дни обычно проводятся тожественные службы, особенно в храмах с чудотворными списками.

В чем помогает

«Икона «Владимирская Божья Матерь» в чем помогает?» — спрашивают люди, пришедшие в храм. Чаще всего ей молились о защите России от врагов, но это не весь список ее «возможностей». К иконе обращаются и в более «мелких» ситуациях:

Для молитвы не обязательно приезжать к чудотворному списку, хотя, если есть возможность, ей стоит воспользоваться. Молиться Божией Матери можно и дома, произнеся готовую молитву (легко найти в интернете) или высказав пожелание своими словами. Никаких специальных ритуалов проводить не требуется, так же нет необходимости приходить в храм. Единственное условие – мысли должны быть чисты. Нельзя желать кому-то зла или проговаривать молитву, думая о постороннем .

Вывод

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери с Младенцем является не только одним из самых популярных образов в православии, но и считается крайне эмоциональным. На нем изображены не Сын Господа, а мать, защищающая своего ребенка, чья судьба была заранее предвещена ей.









Похожие публикации