Техника «Определение шкалы ценностей. Шкала ценностей. Расставим приоритеты Собственная шкала человеческих ценностей

Сегодня я предлагаю вам технику, с помощью которой вы сможете определить собственную шкалу ценностей и понять, что значит «жить в соответствии со своими ценностями».

Ценности человека:

√ это то, что лежит в основе жизненной мотивации,

√ это то, ради чего мы готовы предпринимать усилия,

√ это то, что дает нам энергию и ресурсы.

Хотя большинство наших ценностей достаточно стабильны, однако переломные моменты происходят в жизни каждого человека. В эти периоды происходит переоценка ценностей и жизненные приоритеты меняются. Если вы вдруг стали замечать, что то, что раньше приносило радость и удовлетворение, теперь перестало вас интересовать, исчезли удовольствие и мотивация этим заниматься – самое время исследовать свои ценности.

♦ Понимание своих ценностей помогает вам принимать важные жизненные решения.

♦ Вы перестаете неосознанно жертвовать тем, чего вы по-настоящему хотите.

♦ Вы начинаете уделять свое внимание, время и силы тому, что действительно способно принести вам радость и удовлетворение.

Ниже я привела примерный список ценностей человека:

Семья
Безопасность
Работа/Карьера/Профессионализм
Здоровье (физическое и психическое)
Забота/Служение
Доверие
Интерес к познанию (общая культура, интеллектуальное развитие, законы жизни)
Свобода
Материальная обеспеченность/Достаток/Изобилие
Уверенность в себе/Высокая самооценка/Ценность себя
Любовь (духовная и физическая)
Дружба/Верность /Надежность/Взаимовыручка
Мудрость/Духовность/Внутренняя культура/Гармоничность
Ответственность /Самостоятельность
Общественное признание/Уважение/Известность/Успех
Удовольствия и развлечения/Приключения
Потребность к творчеству/Хобби
Красота/Эстетичность

Возьмите листочки бумаги и выпишите на каждом из них по одной ценности. В тех строчках, где перечислено несколько близких ценностей, выберите ту, которая ближе лично вам. Кроме того, вы можете добавить и свои ценности, если не нашли их в предложенном списке, но они имеют для вас значение.

Теперь нужно расставить ценности по местам: от первой самой важной для вас на сегодняшний день, и далее, по убыванию степени важности, до самой последней. Перемещайте листочки до тех пор, пока вы не получите четкую последовательность, которая полностью удовлетворит вас.

Если возникает сложность с тем, чтобы выбрать из двух ценностей ту, которая наиболее важна для вас, воспользуйтесь одним из двух способов.

Способ 1. Логический.

Задайте себе вопрос: Если бы мне предложили выбрать только что-то одно, от чего я готов(а) отказаться в жизни? То, что остается - для вас сейчас важнее.

Способ 2. Интуитивный.

Закройте глаза. Мысленно представьте на ладони одной руки первую ценность, а на ладони другой – вторую ценность. «Взвесьте» их: какая из них весомей для вас? Не думайте в этот момент! Полностью сосредоточьтесь на ощущениях. То, что весомее - для вас сейчас важнее.

Возьмите 3-5 самых важных, приоритетных ценностей из вашего списка. А сейчас опишите каждую из них, что лично для вас она означает.

Например:

Ответственность – это когда я...

Семья для меня - это, прежде всего...

Писать нужно только о том, чего вы хотите. Поэтому исключите частицу «не» из описания.

После того, как вы это сделали, ответьте себе на вопросы:

Как я пойму, что в моей жизни есть... (ценность)?!

Что тогда я увижу? Что я чувствую? Что тогда я делаю?

И так по каждой из ваших приоритетных ценностей. Таким образом, вы создаете вИдение своей жизни, в которой вы живете в соответствии со своими ценностями.

А сейчас напишите практические шаги, свой план действий на ближайший месяц:

Что я хочу делать, чтобы в моей жизни стало больше... (ценность)?

Через какие практические действия и решения я могу реализовать свои жизненные приоритеты?

Это упражнение нужно делать не спеша, вдумчиво, согласовывая каждый выбор со своими чувствами. Тогда в результате у вас появится ощущение, что теперь всё встало на свои места, придут ясность и удовлетворение от проделанной работы.

Вы поймете, чего вы по-настоящему хотите и что действительно важно для вас.

Вы поймете, в чем разница между тем, чтобы жить, подчиняясь «рациональным» доводам, и тем, чтобы жить в соответствии со своими ценностями. В первом случае, вы живете «правильно», а во втором – счастливо!

Желаю вам найти свои главные ценности и быть счастливыми!

Чтобы понять себя, осознать, какие вещи являются самыми важными для тебя, определить, чему стоит удалять свое время и на что ориентироваться в сложных ситуациях, нужно определить собственную шкалу ценностей. Для этого можно выполнить следующую практику.

Шаг 1.

Ниже приведен примерный список основных ценностей.
Нужно прочитать его, если ты считаешь, что чего-то не хватает и у тебя есть другие ценности - дополни список.

  • Жизненная мудрость (познание жизни и понимание ее законов)
  • Интересная работа
  • Активная, деятельная жизнь.
  • Свобода, как независимость в поступках и действиях
  • Красота (переживание прекрасного)
  • Здоровье (физическое и психическое)
  • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
  • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • Дружба (наличие хороших и верных друзей)
  • Общая хорошая обстановка в стране и мире (как условие благополучия для каждого)
  • Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  • Равенство (равные возможности для всех)
  • Самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках
  • Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
  • Семья (счастливая семейная жизнь)
  • Творчество (возможность самовыражения в творчестве)
  • Уверенность в себе (осознание собственной ценности, отсутствие самоосуждения и других негативных эмоций к себе)

После прочтения списка нужно ранжировать ценности, расставить по местам. Первое место по важности лично для тебя, второе, третье и т. д. Как это сделать: можно выписать каждую ценность на листок и раскладывать в порядке убывания значимости сверху вниз, можно скопировать каждую ценность в отдельную ячейку Excel (я так делаю) и перемещать ячейки вверх/вниз по важности. Если возникают сложности при сравнении двух ценностей «что важнее?», нужно задать вопрос: «если бы мне предложили выбрать из двух только одно, от чего бы я отказался в жизни?». Оставшееся и будет важнее.

Шаг 2.

Дальше мы будем работать с пятью самыми важными ценностями из ранжированного списка, потому что это - основа, фундамент счастливой жизни. Если жизнь будет строиться по направлению наиболее полной реализации этих ценностей, значит, ты будешь успешным, и будешь чувствовать себя очень счастливым, чувствовать, что живешь полной жизнью, такой, как тебе хочется. Очень важно выбрать самые важные ценности и сконцентрироваться на них, это позволит уделять их реализации максимум внимания, времени и усилий.

Теперь нужно четче определить эти ценности, которые ты выбрал, нужно описать, что именно для тебя значит, например «свобода». Допиши определение ценностей, продолжив фразу, «свобода - это когда…». Исключи из описания частицу «не», потому что ты пишешь о том, чего хочешь, а не чего не хочешь.

Шаг 3.

А теперь напиши для пяти выбранных понятий, что ты делаешь, чтобы в твоей жизни было больше этого. Например, «свобода - это когда… … Чтобы в моей жизни было больше свободы, я делаю… …».

Это упражнение нужно делать медленно, вдумываясь и чувствуя. Если у тебя все получится, то ты почувствуешь, что все встает на свои места. Теперь тебе понятно, как жить (основные направления) и чему уделять основное время. Понятно, почему тебя тянет к одним занятиям, людям (соответствующим твоим ценностям) и не хочется уделять время другим, вроде бы нужным, но не соответствующим твоим ценностям.

Для получения новых техник и практик достаточно на рассылку материалов проекта. Буду рада, если вы сможете регулярно получать материалы для саморазвития. До новых встреч!

Как же можно выявить иерархию ценностей - все равно, вашу собственную или чью-либо еще? Прежде всего, надо ввести интересующую вас ценность в определенные рамки и посмотреть, как она будет оттуда выбираться.

Например, вы интересуетесь тем, какую роль играет в жизни определенного человека семья. Вы можете его спросить: «Что вы больше всего цените в семье?» Человек может ответить: «Поддержку». Тогда вы его спрашиваете: «А почему поддержка так важна для вас?» Он отвечает: «Она доказывает, что меня любят». Вы: «А что хорошего в любви?» Он: «Она даст мне радость» и т.д.

Постоянно пытаясь выяснить, что важного для человека заключается в связанных между собой понятиях, вы начинаете выяснять его шкалу ценностей. Затем, чтобы иметь ясное представление об иерархии ценностей другого человека, вам надо сравнить между собой вещи, которые важны для него. Например, вы можете спросить: «А что вы больше любите: когда вас поддерживают или когда вас радуют?» Если он скажет: «Когда радуют», то, очевидно, радость стоит выше в его иерархии ценностей, чем чувство локтя. Затем вы спрашиваете его, что для него важнее: любовь или моральная поддержка? Он может дать вам конкретный ответ, но может и посмотреть на вас непонимающим взглядом и пожать плечами: «И то, и другое важно». Вы в этом случае не должны останавливаться и продолжить: «Что лично вы больше цените в близких связях: ощущение, что вас любят, или уверенность, что поддерживают во всем?» Он, возможно, после небольшого колебания ответит: «Пожалуй, все-таки лучше, когда меня любят». В этом случае вы можете записать для себя, что следующим после радости в его шкале ценностей стоит любовь, а за ней - чувство локтя. У другого человека, возможно, чувство локтя будет идти впереди любви (не удивляйтесь: такое часто бывает). Это может находить свое проявление в том, что этот человек не поверит в любовь другого человека, пока не почувствует в нем поддержку и опору.

Если человек не встречает понимания в его ценностях первого порядка, он прерывает связь.

Например, если для человека важнее всего, что его поддерживают, то даже если он получает необыкно­венную радость от общения с другим человеком, этим его все равно не удержишь. А тот, в чьей шкале ценностей поддержка стоит четвертым номером, а любовь - первым, не порвет отношений, даже если будет знать, что любимый человек его предает.

Вы легко сможете указать на некоторые компоненты межличностного общения, которые цените больше всего. Приведу основные из них, которые большинство людей считают важными. Любовь. Муки и радости, сопутствующие ей. Процесс общения. Уважение. Привлекательность. Веселье. Внутренний рост. Поддержка. Преодоление сопротивления. Разнообразие. Красота. Родство душ. Свобода. Честность. Конечно, это далеко не все человеческие ценности. Вы можете указать на многие другие, не приведенные в этом списке, но не менее важные. Если какие-нибудь приходят вам в голову прямо сейчас, добавьте их в список.

А теперь расположите эти ценности по порядку их важности лично для вас, пометив номером первым наиболее важную, а номером четырнадцатым - наименее важную. Итак, давайте сравним эти ценности, чтобы выяснить, какие из них более важны для вас, а какие - менее. Начнем с двух, приведенных в списке первыми. Что для вас важнее в близких отношениях: сама любовь или муки и радости, сопутствующие ей? Выяснив это (предположим, для вас важнее сама любовь), переходите к следующему пункту и спросите себя, что вы больше любите: заниматься любовью или общаться в более широком плане? И так вы перебираете весь список, выясняя, не поименовано ли в нем явление более важное, чем — то, которое указано первым. Если нет, то это означает, что именно оно должно возглавлять список. Затем переходите к слову, приведенному в списке вторым. Что для вас значит больше: любовные муки и радости или простое человеческое общение? Если вы выбираете первое, то надо его затем сравнить с явлением, поименованным вслед за ним: с взаимоуважением. Если же вы выбираете второе (в данном случае, просто общение), то начинайте сопоставлять с ним другие ценности. То есть если вы простое общение цените выше любовных мук и радостей, спросите себя: «А что для меня важнее: сам процесс общения или чувство взаимного уважения, которое подпитывает его?» Если важнее первое, то продолжаете: «А что лучше: взаимоуважение или веселое времяпрепровождение?» Если никакая из ценностей не оказалась выше радости общения, то значит, что это понятие идет в вашей личной шкале ценностей номером вторым. А если окажется, что какая-либо ценность в ваших глазах выше, чем общение, берите ее за точку отсчета и сравнивайте с ней другие компоненты списка. Если, например, вы дошли до конца этого списка и оказалось, что слово, приведенное в нем последним (честность в отношениях), оказалось для вас более важным, чем просто общение, то уже нет смысла сравнивать честность, скажем, с разнообразием, поскольку уже известно, что этот вопрос вас не волнует, так как вопросы честности в общении для вас важнее самого общения, да и вообще важнее какой-либо другой характеристики общения, в том числе и разнообразия, поскольку все они находятся в вашей шкале ценностей ниже общения самого по себе.

Повторите эту процедуру, взяв за точку отсчета все остальные слова списка,- и вы закончите построение вашей шкалы ценностей. Как вы сами видите, вопросы иерархии справедливо считаются нелегкими. Иногда различия между сравниваемыми единицами до того тонкие, что трудно отдать предпочтение какой-либо из них. Так же трудно провести грань между явлениями, которые рассматриваются вами как сопутствующие друг Другу. Например, вы задаете вопрос: «Что в любви для меня важнее: муки и радости, ей сопутствующие, или же ощущение внутреннего роста?» И отвечаете: «Ну, когда я ощущаю, что расту, это для меня всегда радость». В таком случае, надо уточнить: «А что я понимаю под ощущением собственного роста и под радостью?» Предположим, вы отвечаете: «Рост - это преодоление себя, а радость - это что-то вроде экстаза, но не такое сильное чувство». Отталкиваясь от этого уточнения, вы можете помочь себе определить, что для вас важнее: ощущение собственного роста или радости любви, если спросите себя: «А что я люблю больше: преодолевать трудности или радоваться преодолению?» Если разница все еще не ясна, можно попытаться спросить себя, что случится, если вас лишить одной из сравниваемых ценностей: «Что бы я предпочел: чтобы из моей любви ушли присущие ей муки и радости, но ощущение духовного роста осталось, или наоборот?» В этом случае вы уж наверняка получите четкий ответ.

Составление собственной шкалы ценностей - одно из наиболее важных упражнений.

Уделите этому делу часок и выясните, что вы хотите получать от взаимоотношений с любимым человеком. А еще лучше, если вы и ему поможете составить его собственную шкалу. В этом случае ваши взаимоотношения получат новый стимул, так как вы с необычайной ясностью увидите самые глубокие потребности друг друга. Составьте список компонентов, которые вы больше всего цените в ваших взаимоотношениях: любовные муки и радости? родство душ? взаимоуважение?.. И не забудьте уточнить насчет каждого. «А почему так важно взаимоуважение?» Если вы получите такой ответ: «Ну, это ведь самое главное в любви!» тогда значит, что вы уже выяснили, какова ценность номер один у вашего партнера. А если, например, вам ответят: «Взаимоуважение объединяет», то вы можете добавить к вашему списку слово «единение» и сразу же уточнить: «А в чем состоит важность единения?» Если последует ответ: «Без этого нет любви», продолжайте выяснять: «А что такого важного в любви?» и т.д., пока не почувствуете, что составили список ценностей, которые наиболее важны в ваших отношениях. После этого приступайте к процедуре выяснения сравнительной ценности каждой единицы с помощью методики, описанной выше. Сравнивайте их друг с другом по этой системе, пока не получите четкого представления об их иерархии. Затем вы можете заняться выяснением шкалы ценностей, на которую вы ориентируетесь в вашей работе. Представьте себе этот контекст и начинайте выяснять: «Что я больше ценю в работе?» Если для вас в работе самое главное - разнообразие, элементы творчества, то так и пометьте. Затем спросите себя: «А почему творческий момент так важен для меня?» Возможно, ответ будет такой: «Творчество дает мне ощущение внутреннего роста». Не останавливайтесь на этом и продолжайте: «А почему важно постоянно расти?» и т.д. Что же вы открыли для себя? Что вы думаете по поводу составленного вами списка? Достаточно ли точно он отражает суть дела? Если нет, то вводите дополнительные единицы, пока не добьетесь точной картины. Некоторых людей она поначалу удивляет, но после внимательного изучения они начинают понимать, почему делают в жизни то, что делают. Теперь они знают, каковы их высшие приоритеты в работе и в личной жизни, и, зная это, они могут распределять свою энергию соответствующим образом.

Расставить ценности в определенном порядке еще недостаточно. Как вы скоро в этом сами убедитесь, люди часто имеют в виду разные вещи, говоря о ценностях. Теперь, когда вы разобрались с их иерархией, пора спросить себя, что значит каждое из этих понятий. Если более всего в отношениях вы цените любовь, то спросите себя: «Что значит быть любимым?» Или: «Что заставляет вас любить того, кого вы любите?» Или: «Как вы узнаете о том, что не любимы?» Добейтесь максимально возможной точности по поводу хотя бы первых четырех пунктов в списке. Само по себе слово «любовь» может иметь для вас десятки значений, и надо постараться их выяснить все. Это не так просто сделать, но если постараться, вы научитесь четко определять, чего хотите получать от жизни и как узнать о том, исполняются ли ваши желания.

Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные . Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году.

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца):

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей.

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность.Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Первая часть опросника

Инструкция:

Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?" Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

  • 7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
  • 6 - очень важная;
  • 5 - достаточно важная;
  • 4 - важная;
  • 3 - не очень важная;
  • 2 - мало важная;
  • 1 - не важная;
  • 0 - совершенно безразличная;
  • -1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7". Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал - Список ценностей I:

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка - 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

25. Он думает, что луч­ше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

  • на уровне нормативных идеалов и
  • на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводитсяниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника - «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) - результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника - «Профиль личности» - необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1 .

Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый - имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2. Ключ для обработки результатов

Тип ценностей

(10 основных ценностей)

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)- список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивиду­альных приоритетов)

Конформность Conformity

Традиции Tradition

18, 32, 36, 44, 51

Доброта Benevolence

33, 45, 49, 52, 54

Универсализм Universalism

1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16, 31, 41, 53

Стимуляция Stimulation

Гедонизм Hedonism

Достижения Achievement

Власть Power

Безопасность Security

8, 13, 15, 22, 56

5, 14, 21, 31, 35

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

Власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

Достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;

Гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;

Стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;

Самостоятельность (Self-Direction) - самостоятельность мысли и действия;

Универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

Доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;

Традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

Конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

Безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1. Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности - подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2. Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5. Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
9. Конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10. Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

Жизнь человека - это абсолютная ценность, но ценность этой ценности, то, что мы называем содержанием смысла жизни, состоит не в количестве прожитых лет, а в том, что эту жизнь наполняет и что определяется ценностными установками «Я» индивида. Эти установки (ориентиры) допускают сравнение, в результате которого в сообществе людей вырабатывается некая шкала этих установок, по которой «распределяются» смыслы жизни всех членов этого сообщества. При этом, чем шире сообщество, чем ближе оно к человечеству в целом, тем адекватнее эта шкала ценностей отражает созидательные и разрушительные тенденции в обществе, которые далеко не всегда осознаются людьми таковыми в конкретном сообществе людей, скажем, в этносе, в сообществе единоверцев и т. д. Процессы глобализации явно работают на примат общечеловеческой шкалы ценностей, хотя в реальной жизни индивиды почти всегда «втиснуты» в узкие рамки тех или иных конкретных сообществ с соответствующей каждому из них шкалой смысложизненных ценностей. Тех, кто пытался или пытается выйти за эти рамки, современники приговаривают к отравленной чаше вина, как Сократа, распятию на кресте, как Иисуса, объявляют сумасшедшим, как Чаадаева, клеймят прозвищами отщепенцев и диссидентов, врагов народа, уничтожают в тюрьмах и лагерях, высылают из страны, как в советской империи и т. д.

Как мне представляется, воображаемая, но, тем не менее, существующая общечеловеческая шкала ценностей, имеющих смысложизненное значение, отражает саму историю становления и эволюции человеческой цивилизации, поскольку на этой шкале время от времени появляются новые, более высокие отметки, «риски». Начинается эта шкала с отметок, которые соответствуют ценностям «словесных зверей», по образному и точному выражению псковского летописца. Ниже этих отметок нет ценностей, нет человека, нет и смысла жизни.

Я не случайно назвал общечеловеческую шкалу смысложизненных ценностей воображаемой, но существующей. Действительно, эта шкала не линейка, которую можно «приложить» к человеку, к его жизни. К счастью, такой «прокрустовой» линейки человечество еще не изобрело и не дай бог, если изобретет. Здесь важны не миллиметры отсчета, а принципиальное признание того факта, что в обществе существует определенная иерархия ценностей, причем людей всегда привлекали поиски высших ценностей жизни. Под решением проблемы смысла жизни чаще всего подразумевалось открытие и обоснование таких ценностей, под них создавались мощные философские и религиозные учения. У Платона это учение о безусловном благе; у Аристотеля - этика добродетелей, к которым он причислял мудрость, рассудительность, мужество, справедливость; у Августина Аврелия - учение о божественной благодати; у И.Канта - этика долга (учение о моральных максимах); у Н. Бердяева - философия любви; в современной философии - этика ответственности и т.д. Есть и другие, не столь определенные и обоснованные, но не менее интересные решения проблемы высших ценностей и смысла жизни. Так, известный гуманист А. Швейцер выдвинул тезис, противоположный декартовоскому - «я мыслю, следовательно, существую»: «я - жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить», из которого он вывел свой основной этический принцип - «благоговение перед жизнью». То, что я называю «шкалой ценностей», является шкалой сравнений, т.е. продуктом мыслительной деятельности людей, это относится и к высшим смысложизненным ценностям. Вопрос можно поставить так: имеют ли высшие смысложизненные ценности объективное содержание, или они от начала до конца - плод воображения гениальных мыслителей? Мы, по сути, уже ответили на этот вопрос: объективным содержанием высших смысложизненных ценностей является такая деятельность человека, которая совпадает с созидательными тенденциями в человеческом обществе.

Чрезвычайная многогранность такой деятельности не может не порождать многообразие ответов на вопрос о высших ценностях жизни, которые, как их ни формулируй, не в состоянии вместить в себя всю созидательную деятельность без остатка. В эту проблему прибавляет сложности и то обстоятельство, что между созидательными и разрушительными тенденциями существует определенная диалектика взаимоотношений: созидание связано с разрушением, а разрушение - с созиданием. Отсюда неизбежная связь добра со злом, блага с не-благом и т.д. Однополюсной мир ценностей так же невозможен, как однополюсной магнит. Это не значит, что добро и зло, благо и не-благо и т. д. являются однопорядковыми ценностями с противоположным знаком. Созидание всегда требует больших усилий, чем разрушение; соответственно, добро и благо являются в волевом отношении более труднодостижимыми ценностями, чем зло и не-благо.

Похожие публикации