Кто является главнокомандующим вооруженных сил российской федерации. Верховный главнокомандующий: история возникновения должности, функции, полномочия. Обращение генерала л.я. рохлина к верховному главнокомандующему вооруженными силами российской федераци

На первый взгляд, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страницах газеты «ВПК», лежит, что называется, на поверхности и содержится он в Конституции Российской Федерации.

Напомним: в статье 87 Основного закона говорится, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент нашей страны. Следовательно, он как Главковерх и командует ВС России.

Очевидные противоречия

Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Исходя из указанных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1).

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.


Коллаж Андрея Седых

При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий.

Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят.

Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункте 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают.

Данное противоречие требует своего нормативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала).

Интересен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне?


Коллаж Андрея Седых

Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому.

Впервые после окончания Великой Отечественной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».

Система управления Вооруженными Силами СССР включала:

  • органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
  • органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;
  • органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.

Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2).

Сравнение современной (рис. 1) и советской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.

По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.

Однако на практике все получилось иначе. Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.

На основе Советской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).

Таблица 1. Войска, воинские формирования и органы, созданные в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века

№№ пп Наименование Правовая основа создания и деятельности Примечания
1 Вооруженные Силы Российской Федерации Указ президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»
2 Пограничные войска (позднее – Пограничная служба) Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России) Указ президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года № 2318 «О создании Федеральной пограничной службы – Главного командования Пограничных войск Российской Федерации» Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» ФПС России упразднена с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на ее базе создана Пограничная служба ФСБ России
3 Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» ФАПСИ упразднено с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на его базе создана Служба специальной связи и информации в составе ФСО России
4 Железнодорожные войска Российской Федерации Федеральный закон от 5 августа 1995 года № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» Железнодорожные войска упразднены Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ и переданы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации
5 Войска гражданской обороны Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Войска гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 223-ФЗ преобразованы в спасательные воинские формирования МЧС России
6 Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»
7 Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»
8 Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»
9 Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране»
10 Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (ГУСП) Указ президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ президента Российской Федерации» Выполняет функции федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации
11 Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) Указ президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» При Спецстрое России созданы и функционируют инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования

Как показало дальнейшее развитие событий, указанная множественность и раздробленность структуры военной организации государства отнюдь не способствовали укреплению обороноспособности страны, создали существенные трудности в государственном управлении военным строительством. В частности, это нашло выражение в той проблеме, о которой идет речь в данном материале: юридически статус президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего распространяется сегодня только на одну государственную военную организацию – Вооруженные Силы РФ, поскольку иные военные структуры в их состав не входят.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что до сих пор, несмотря на то, что и юридически, и фактически Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны нашей страны, в России отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок применения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т. д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим иным законодательным актам. В то же время деятельность большинства иных войск, воинских формирований и органов регламентируется специальными федеральными законами.

Следует заметить, что указанная проблема ставится не впервые. Еще почти десять лет назад делались попытки ее решения. Законопроект «О Вооруженных Силах Российской Федерации» разработан и внесен в Государственную думу 14 ноября 2003 года и включен в Примерную программу законопроектной работы нижней палаты Федерального собрания на май 2004-го. Однако после многомесячного обсуждения законопроекта в комитетах и комиссиях ГД он был снят с дальнейшего рассмотрения (протокол заседания Совета Государственной думы от 28 сентября 2004 года № 44). Данное решение продиктовано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ из пункта 5 статьи 10 федерального закона «Об обороне» исключили норму, предусматривавшую, что деятельность ВС регулируется федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».

Предлагаем следующее


Коллаж Андрея Седых

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что спустя десятилетие после образования новой России – с начала 2000-х годов постепенно происходит осознание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Российского государства, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на несколько лет самостоятельность пограничные органы вернулись под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) ликвидировано, а его функции переданы ФСО и частично СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Железнодорожные войска Российской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в настоящее время они функционируют под руководством Главного управления Железнодорожных войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову).

Какими видятся перспективы дальнейшего совершенствования системы государственного управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации государства, включая ее основу – Вооруженные Силы?

В целях преодоления рассмотренного в первой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, вполне приемлемым мог бы стать, на наш взгляд, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в России, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Однако в законе РБ от 3 ноября 1992 года № 1902-XII «Об обороне» в отличие от Российской Федерации имеется весьма существенное уточнение статуса президента как главнокомандующего (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ законодательного регулирования полномочий президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

Из приведенной нормы закона Республики Беларусь «Об обороне» четко и однозначно следует, что белорусский президент в качестве главнокомандующего ВС РБ осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства в целом, а не только ее составной части – вооруженных сил. Из смысла схожей нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне», такого однозначного вывода, как уже указывалось выше, сделать нельзя.

В связи с этим в целях устранения имеющегося противоречия и приведения «духа» федерального закона «Об обороне» в соответствие с его «буквой» представляется целесообразным пункт 1 статьи 4 данного законодательного акта изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в целях обеспечения обороны страны осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами».

В качестве перспективного направления совершенствования структуры Вооруженных Сил и повышения эффективности государственного управления мог бы стать, на наш взгляд, определенный возврат к модели, существовавшей в советский период (безусловно, на совершенно иной политической и правовой основе). Представляется целесообразным вернуть понятию «Вооруженные Силы» тот смысл и содержание, которые они имели ранее, то есть понимать под ними не только Российскую армию и Военно-морской флот РФ, но и иные органы и организации, имеющие вооружение и военную технику и участвующие в обеспечении обороны страны. На это указывает и этимология слова «вооруженный» – имеющий оружие, снабженный оборонительными средствами.

К числу таких организаций относятся прежде всего Внутренние войска МВД России, которые в соответствии со статьей 2 федерального закона «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принимают участие в территориальной обороне РФ и оказывают содействие в охране государственной границы России, а также пограничные органы ФСБ РФ, которые в соответствии со статьями 11.1 и 12 закона «О Федеральной службе безопасности» выполняют функции по защите и охране государственных рубежей нашей страны. При этом речь идет не о включении указанных структур в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как это произошло, например, с Железнодорожными войсками, а о формировании ВС на принципиально иной основе. Схематично структура этих новых Вооруженных Сил могла бы выглядеть следующим образом (рис. 3).

Предназначение, основные задачи, структура и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и всестороннего обеспечения ВС России должны быть определены федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».

Исходя из положения федерального закона «Об обороне» (статья 10) о том, что Вооруженные Силы России составляют основу обороны РФ, в законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» целесообразно установить, что глава военного ведомства России как руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, является по должности первым заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Одновременно начальник Генерального штаба ВС РФ должен иметь статус заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.

Реализация указанных мер позволит создать единую централизованную систему управления военной организацией Российской Федерации, устранит имеющиеся законодательные противоречия в правовом обеспечении обороны нашей страны.

Равиль Загидулин ,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск)

Впервые в отечественной истории данная должность была замещена 20 июля года. На неё был назначен великий князь Николай Николаевич (младший)

«Не признавая возможным по причинам общегосударственного характера стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил , предназначенных для военных действий , признали мы за благо всемилостивейше повелеть нашему генерал-адъютанту , главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа , генералу от кавалерии Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу быть Верховным Главнокомандующим».

Именной высочайший указ, императора Николая II, данный Правительствующему Сенату 20 июля года

В годы Первой мировой войны

В годы Гражданской войны

Верховные главнокомандующие «красных»

  • Иоаким Иоакимович Вацетис (1 сентября 1918 - 9 июля 1919 г.)
  • Сергей Сергеевич Каменев (9 июля 1919 г - 28 апреля 1924 г.). С 28 августа 1923 года - Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР.

В связи с переходом от коллегиального управления армией к централизованному должность Главнокомандующего ликвидирована.

Верховные главнокомандующие «белых»

  • Генерал-лейтенант Василий Георгиевич Болдырев (24 сентября 1918 - 18 ноября 1918 г.)
  • Адмирал Александр Васильевич Колчак (18 ноября 1918 - 4 января 1920 г.)

После ареста и расстрела Колчака верховное главнокомандование формально перешло А. И. Деникину .

СССР

Российская Федерация

В Российской Федерации, согласно , Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации .

Иран

В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами страны является Высший руководитель Ирана (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Он правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки высших военачальников.

Ему подчиняется высший совет национальной безопасности.

Казахстан

Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Республики Казахстан является Президент Казахстана , который осуществляет общее руководство строительством , подготовкой и применением военной организации, обеспечением военной безопасности государства.

Таджикистан

Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Таджикистана является Президент Республики Таджикистан .

Туркменистан

Согласно ст. 53 Конституции Туркменистана президент Туркменистана является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации , использовании Вооруженных Сил, изменении их мест дислокации, приведении их в боевое состояние, назначает высшее командование Вооруженных Сил, руководит деятельностью Совета государственной безопасности Туркменистана .

Украина

В соответствии со статьей 106 Конституции Украины Президент Украины является Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил Украины ; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Украины, иных воинских формирований ; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства.

Третий Рейх

В 1938 году военное министерство было упразднено, и создано «OKW - Верховное командование вооружёнными силами Германии». Вплоть до своей смерти должность Верховного главнокомандующего вооружёнными силами занимал Адольф Гитлер .

См. также

  • Эмблема Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Верховный главнокомандующий"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Верховный главнокомандующий

«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил.

Государство в любом обществе является центральным элементом политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, как правового государства, является принцип верховенства закона. Важнейшим выражением законности властиПрезидента Российской Федерации является его всенародное избрание в соответствии с выработанными правовыми нормами.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.

Должность Президента получила распространение в целом ряде государств мира. В некоторых странах президент избирается органом законодательной власти (ФРГ, Италия) и в своей деятельности во многом зависит от парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято именовать парламентскими республиками .

В отличие от парламентских республик, в республиках президентского типа глава государства обладает более широкими полномочиями, он может являться также и главой исполнительной власти или иметь иные достаточно широкие возможности реально воздействовать на нее. В системе высших органов государственной власти такого типа Президент – независимое от парламента должностное лицо, избираемое непосредственно населением страны (например, во Франции), либо путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков, формируемую населением (как это происходит в США). Во всех случаях президентскую республику отличает сильная исполнительная власть.

Незадолго до распада СССР в его конституционном праве появился институт президентства. 15 марта 1990 года в результате выборов на Съезде народных депутатов СССР был избран первый в истории страны Президент – М.С. Горбачев.

В Российской Федерации, провозгласившей принцип разделения властей, должность Президента республики была учреждена 24 апреля 1991 года. В тот день Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал законы РСФСР № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» и № 1098-1 «О Президенте РСФСР». Президентом РСФСР мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладавший в соответствии с действующим законодательством избирательным правом.

Президентские выборы в Российской Федерации в июне 1991 года были всеобщими и прямыми. Они проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства. Второй тур не проводился, поскольку уже в первом туре Президентом республики был избран Б.Н. Ельцин, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Он значительно опередил остальных пятерых кандидатов и стал первым Президентом страны сроком на пять лет.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации существенно упрочила позиции Президента (так, в его руках оказалась сосредоточена вся полнота исполнительной власти). Назвав Президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий.

Согласно статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент:

– принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

– обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

– в соответствии с законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

– как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституцией Российской Федерации за Президентом закреплено право: назначать выборы и распускать Государственную Думу; назначать референдум; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать и обнародовать федеральные законы; обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Президент Российской Федерации:

– назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

– принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

– представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

– по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

– формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

– назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

– назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Юридическая подотчетность Правительства Российской Федерации Президенту отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны (пункт 2 статьи 90). Глава государства, в случае противоречия законодательству, вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 115), а его указы относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства (статья 113, пункт «ж» статьи 114). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (пункт 2 статьи 85).

В отношении судебной власти положение Президента определяется обязанностью представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначать судей других федеральных судов.

Как глава государства Президент: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации: в случае его отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (пункт 2 статьи 92); в случае отрешения его от должности.

Отрешение от должности Президента Российской Федерации происходит по решению Совета Федерации Федерального Собрания, которое принимается на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

При досрочном прекращении исполнения полномочий выборы нового Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности определены в Конституции Российской Федерации и детализированы в других законодательных актах России, в первую очередь в Федеральном законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (редакция от 30 декабря 1999 года) «Об обороне».

Статьей 87 Конституции установлено, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».

Президент Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального закона «Об обороне»:

– определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

– утверждает военную доктрину Российской Федерации;

– осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

– в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

– вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

– принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

– утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

– утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

– утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

– утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

– принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

– утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

– утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

– утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

– утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

– ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

– издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Первостепенная роль главы государства как высшего должностного лица определена в присяге, которую Президент России при вступлении в должность приносит населению страны: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Для того чтобы приступить к осуществлению полномочий Президента гражданину Российской Федерации необходимо пройти процедуру выборов, где теоретически каждый член общества, способный адекватно выражать интересы какой-либо социальной общности может быть выбран Президентом страны.

С организационно-технической точки зрения, выборы Президента страны – сложное и масштабное мероприятие, требующее привлечение значительных ресурсов, а следовательно и детальной нормативной регламентации.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Его основные положения нам и предстоит рассмотреть.

На протяжении всей своей истории человечество практически всегда прибегало к насилию при решении тех или иных вопросов, которые возникали непосредственно между государствами и их структурными элементами. Потому что с того момента, как человек взял в руки палку, он понял, что силой можно заставить себе подобных действовать нужным образом. В процессе эволюции общества разрабатывалась также сфера военного искусства. То есть люди постоянно искали и ищут новые способы уничтожения друг друга. Но, помимо этой части военного ремесла, также развился управленческий сектор. Иными словами, процесс непосредственного управления армией стал более эффективным и позволяет намного полнее реализовывать потенциал всего войска. Однако некоторые армейские институты координационного характера имеют достаточно длинную историю. Они формировались на протяжении многих веков. К подобным вполне возможно причислить должность верховного главнокомандующего, который на сегодняшний день играет значительную роль во многих военных процессах и действительных конфликтах. Следует отметить, что этот пост - это не только большая ответственность, но ещё и спектр огромного количества полномочий. Помимо того, на человека, занимающего данный пост, возложено выполнение ряда функций, о которых пойдёт речь далее в статье.

Кто такой верховный главнокомандующий?

Данным термином обозначается сразу несколько понятий. Как уже указывалось автором ранее, это определённый институт в сфере военного управления. Иными словами, верховный главнокомандующий как должность - это совокупность определённого рода обязательств, функций и ответственности. Но существует и иная трактовка представленного термина. Согласно ей, верховный главнокомандующий представляет собой конкретное лицо, которое наделено большим количеством полномочий в сфере военного управления и которое осуществляет координацию абсолютно всего массива войск того или иного государства.

Главнокомандующий как высшее должностное лицо

В статье будет рассматриваться верховный главнокомандующий именно как лицо, принадлежащее к высшему эшелону власти. Как правило, данное лицо является центральным во всей военной иерархии государства. В некоторых случаях верховный главнокомандующий - это исключительно тот человек, который осуществляет командование действующей армией и флотом. В иных случаях эти полномочия возлагаются на Эта тенденция является своеобразной данью демократическим отношениям внутри многих существующих государств. Помимо того, концентрация в руках демократического лидера полномочий по осуществлению командованием войсками позволяет обезопасить страну от захвата власти военной верхушкой.

История появления термина

На сегодняшний день достоверно неизвестно, в какой исторический период этот термин появился и стал использоваться в том значении, в котором все его привыкли слышать. В данном случае непонятен тот факт, почему разделились функции главы государства и центральной фигуры военного сектора. Известно, что впервые термин «командир-шеф» был применён Карлом I, королём Шотландии, Англии и Ирландии. Он совмещал полномочия правителя и главнокомандующего. Таким образом, многие учёные-историки считают, что именно с этого момента появляется упомянутый в статье институт. Иными словами, Карл I - это первый верховный главнокомандующий в мировой истории.

Должность главнокомандующего в российской истории

Верховный главнокомандующий впервые появился в "Табели о рангах" не так уж давно. Его должность впервые была учреждена на территории современной России во время Первой мировой войны. Впервые на представленную должность был назначен князь Николай Николаевич Младший. Это случилось 20 июля 1914 года. Институт был создан с целью реорганизации действующей структуры и централизации военной власти в руках представителя царской семьи. Помимо того, подобный шаг был правильным с точки зрения здравого смысла, ведь к тому времени уже зрело общественное недовольство режимом самодержавия в империи. В ходе Первой мировой войны должность главнокомандующего не единожды передавалась разным видным командирам имперской армии, вплоть до подписания Брестского мирного договора. С того момента главнокомандующий назначался лишь для координации деятельности действующей армии и флота.

Дальнейшее развитие должности

Сегодня все знают, кто является верховным главнокомандующим и что собой представляет данная должность. Но когда возник Советский Союз как отдельное целостное государство, то вследствие уже указанного соглашения этот пост не утверждался в силу отсутствия военных конфликтов. Верховный главнокомандующий ВОВ (Великой Отечественной войны) был назначен из числа политической верхушки. Им 8 августа 1941 года стал Иосиф Виссарионович Сталин. Следует отметить тот факт, что он оставался на этой должности даже после непосредственного окончания войны. Но в СССР было принято решение, что требуется реорганизация такой должности, как верховный главнокомандующий. Великая Отечественная война закончилась, Сталин умер, а на пороге был новый конфликт с США. Поэтому негласно эту должность стал занимать председатель Совета обороны СССР.

Институт в современной России

На сегодняшний день верховный главнокомандующий русской армии - это должность, которую занимает высший руководитель всего массива Вооружённых сил РФ.

Данный статус не только подкреплён организационной структурой армии, но также регламентирован юридически. В 87-й говорится, что верховный главнокомандующий - это президент страны.

Нормативная база должности

В соответствии с тем фактом, что Российская Федерация является правовым и демократическим государством, практически все вопросы общественного регулирования регламентированы правом. Верховный главнокомандующий не является исключением. Он действует на основе норм разных нормативных актов. Таким образом, система нормативного регулирования должности состоит из следующих НПА, а именно:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный закон «О военном положении».

3) Федеральный закон «Об обороне».

Также в этих актах прописано, какими верховный главнокомандующий РФ обладает полномочиями.

Полномочия

Верховный главнокомандующий РФ наделен рядом специфических полномочий, которыми не владеют иные лица в иерархии государственной власти. Человек, занимающий эту должность, уполномочен:

  • В случае непосредственной угрозы Российской Федерации вводить на территории государства
  • Контролировать реализацию режима военного положения.
  • Обеспечивать функционирование высших органов государственной власти во время этого режима.
  • Создавать планы привлечения с целью обеспечения режима военного положения.
  • Обеспечить остановку деятельности политических партий и иных пропагандистских формирований на территории государства в условиях войны.
  • Обеспечить соблюдение запретов на проведение митингов и агитаций в условиях военного положения.
  • На верховного главнокомандующего возложена задача утверждения Российской Федерации.
  • Помимо того, главнокомандующий назначает и снимает с должностей высшее командование ВСРФ.
  • Человек, занимающий эту должность, определяет на территории государства.
  • Главнокомандующий может производить мобилизацию армии в случае существования на то оснований.
  • Он также принимает решение по поводу непосредственной дислокации войск ВСРФ.
  • Главнокомандующий издаёт указы о призыве граждан на военную службу.

Помимо представленных полномочий, на президента (как верховного главнокомандующего) возложен ряд иных специфических функций, которые также важны для обеспечения обороноспособности и военной мощи государства. На сегодняшний день представленную в статье должность занимает президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Нормативные акты, издаваемые главнокомандующим

Для реализации своих полномочий и организации деятельности Вооружённых сил человек, занимающий эту должность, имеет возможность издавать определённого рода нормативные акты в сфере своей непосредственной деятельности. В соответствии с этим в рамках своей компетенции верховный главнокомандующий имеет право издавать приказы и директивы.

Помимо того, для поощрения деятельности по обеспечению обороноспособности государства он награждает заслуживших это лиц грамотами, а также объявляет им благодарности.

В заключение нужно отметить, что представленный институт имеет ряд характерных особенностей на просторах отечества. Помимо того, его регулирования все ещё нуждается в некоторых доработках, чтобы реализация полномочий лица, занимающего представленную должность, производилась более эффективно и полно.

Из Словаря русского языка и Военного энциклопедического словаря следует, что значение терминов «руководство» и «управление» совпадают. Согласно Словарю русского языка «управление» - это деятельность органов государственной власти, а «руководить» и «управлять» - значит направлять чью-либо деятельность, быть во главе чего-либо. При этом в Военном энциклопедическом словаре под управлением войсками (силами) понимается деятельность командиров, штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке операций и боевых действий и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных задач.

Тем не менее в нормотворческой практике, в частности в ст. 13 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», в связи с определением полномочий Президента Российской Федерации -Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны термины «руководство» и «управление» приобретают неодинаковое значение. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации имеют иной характер, объем и содержание, нежели полномочия министра обороны по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В ст. 13 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» разграничиваются по существу полномочия Президента Российской Федерации, его полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны по руководству и управлению Вооруженными Силами с учетом характера, объема и содержания их полномочий. Кроме того, указанное разграничение осуществляется путем закреплении в Положении о Министерстве обороны полномочий Президента Российской Федерации по руководству Министерством обороны, а также функций Министерства обороны, правового статуса их должностных лиц.

Эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооружённых Сил. Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы организации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооружённых сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны.



Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооружённой защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти. Высшее должностное лицо нашего государства – Президент Российской Федерации. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Поэтому закономерно, что именно Президент Российской Федерации осуществляет руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, имеет статус Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами РФ, осуществляет общее руководство Вооружёнными Силами.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 13 Закона «Об обороне» руководство Вооружёнными силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами имеют важное значение для обороны. Статья 4 Закона «Об обороне» полностью раскрывает полномочия Президента Российской Федерации в области обороны:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;



5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

8) утверждает государственную программу вооружения;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

11.1) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности;

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13) утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;

15) утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

19) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций;

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Так согласно подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона «Об обороне» Президент Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, своими указами объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит в установленном порядке на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона «Об обороне» в период военного положения Вооруженные Силы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления войны. При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утверждён Советом Федерации.

Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности министра обороны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил.

Исходя из этого следует, что на Президенте Российской Федерации лежит огромная ответственность в области обороны и то, что среди других высших органов государственной власти у него самые широкие полномочия по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в целях реализации своих полномочий по руководству Вооруженными Силами применяет те же организационно-правовые формы, в которых он осуществляет руководство другими отраслями государственной деятельности, основное значение имеют при этом его указы. Однако, руководство Вооруженными Силами имеет определенные особенности, которые наиболее отчетливо проявляются в условиях военного времени. С учетом этого предусматриваются особые организационно-правовые формы руководства Вооруженными Силами Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами: в пределах своих полномочий он издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.

Похожие публикации