Как «Теория поля» объясняет устройство жизни. Курт Левин. Биография Левин динамическая психология читать

В чем заключается теория поля Курта Левина? Как его исследования повлияли на психологические аспекты развития управленческой науки?

Исследования Курта Левина включает глубокое изучение стилей лидерства и их влияние на процесс принятия групповых решений. Этот ученый также занимался разработкой теории поля, создал известную модель менеджмента изменений «размораживание-изменение-новая заморозка», разработал исследовательский подход «исследование действием» и групповой подход к тренингам (в частности, в форме так называемых Т-групп).

Родившись в Германии, Курт Левин полтора десятка лет преподавал в Берлинском университете, после чего в 1932 году, спасаясь от преследований нацистов, переехал в США. Там он сначала преподавал в Корнельском университете, но его контракт по завершении не продлевают. В это время освобождается вакансия в Центре исследований детского здоровья при университете штата Айова, и ученый получает место профессора детской психологии.

В 1944 году Курт Льюин совместно с Дугласом Мак-Грегором и другими исследователями основал при Массачусетском технологическом институте исследовательский центр групповой динамики.

Стили управления по Курту Левину

Вместе со своими коллегами Л. Липпитом и Р. Уайтом Курт Левин исследовал влияние трех разных стилей лидерства на взаимоотношения в группах мальчиков в Айове (1939). Это были исследования психологического климата, устанавливаемого при различных стилях лидерства, в результате проведения которых ученые выделили характеристики трех основных моделей взаимоотношений лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Разные стили лидерства ведут к разному моральному климату в группах. Члены группы с авторитарным лидером либо апатичны, либо агрессивно настроены по отношению друг к другу, так как лидер контролирует даже их межличностные отношения. Группу с демократическим лидером объединяет чувство сотрудничества и единства. Участники группы, лидер которой исповедует попустительский стиль, не обладают чувством единства, не удовлетворены работой, да и производительность в такой группе обычно низкая.

Примечательно, что, когда лидеров, применявших разные стили руководства, просили поменять таковые, влияние их стиля оставалось практически неизменным. Курт Левин стремился показать, что наилучшие результаты обеспечивает демократический стиль руководства.

Убедительность его выводов несколько ослаблялась вероятностью наличия социально-культурных факторов, влияющих на окончательные результаты, однако в американском контексте преимущества демократического подхода к лидерству были несомненными. Исследования ученого показали также, что благодаря тренингам лидеры и менеджеры могут менять свой стиль и адаптироваться к условиям, выбирая подходы, наиболее подходящие для конкретных ситуаций и контекста.

Групповое принятие решений. Во время и после Второй мировой войны Курт Левин работал в Центре стратегических исследований (преобразованном впоследствии в ЦРУ), где занимался проблемами пропаганды, военной морали, лидерства в воинских подразделениях, а также вопросами психологической реабилитации раненых солдат. Он, например, установил, что члены одной группы, активно обсуждавшие проблему и принимавшие решение сообща, с намного большей готовностью меняли свои привычки, нежели те, которые посещали лекции, где им предоставляли всю нужную информацию, давали советы и излагали четкие инструкции.

Теория поля Курта Левина: краткое содержание

Левин предложил теорию, согласно которой деятельность людей протекает под влиянием факторов окружающей их среды, или, иными словами, полей. Ее основополагающие принципы таковы:

  • поведение определяется существующим полем;
  • анализ начинается с оценки целостной ситуации, в которой потом дифференцируются отдельные компоненты;
  • поведение конкретного человека в конкретной ситуации можно предсказать с математической точностью.

Основным механизмом при анализе поведения в том или ином поле (например, в какой-то конкретной ситуации или организации) является идентификация «движущих сил» (они, по всей вероятности, будут стимулировать изменения), и «сдерживающих сил», которые, вернее всего, будут их сдерживать. Амбиции, цели, потребности или страхи, подталкивающие человека к чему-то либо отвращающие его от этого, относятся к числу движущих сил.

Сдерживающие силы, как утверждает Курт Левин, отличаются от них своей природой: они действуют как противовес движущим факторам. Сегодня анализ силовых полей активно используется в области организационного развития и развития человеческих ресурсов, ведь благодаря ему мы можем определить, где наметился дисбаланс движущих и сдерживающих сил, что ведет к созданию климата, благоприятного для внедрения изменений.

Взаимодействие сил этих двух типов может привести к стабильности либо, напротив, к отсутствию таковой. Если вид деятельности и ситуации повторяются изо дня в день (Левин назвал это квазистационарным равновесием), указанные силы более или менее сбалансированы и уравновешены; они колеблются вокруг состояния равновесия. Следовательно, для того чтобы внедрить перемены, необходимо изменить баланс сил, поддерживающих такое равновесие.

Например, для повышения продуктивности трудовых ресурсов надо изменить соотношение сил, в настоящее время удерживающих производство на квазистационарном уровне. Это можно сделать двумя способами:

  • усилить движущие силы - например, платить людям за более высокую продуктивность труда больше денег;
  • ограничить сдерживающие силы - например, упростить производственные процессы.

На первый взгляд может показаться, что усиление движущих сил - очевидный и логичный путь, однако результаты анализа свидетельствуют, что это нередко приводит к возникновению новых противодействующих сил, скажем, к усилению беспокойства работников по поводу повышения уровня усталости или новых целей, которые становятся нормой.

Ослабление же сдерживающих сил, предположим, за счет дополнительных инвестиций в промышленное оборудование или благодаря организации тренингов, представляет собой менее очевидный, но более полезный подход, поскольку в таком случае изменения внедряются при меньшем сопротивлении людей и это не ведет к ухудшению морального климата в коллективе.

Курт Левин сформулировал два вопроса, которые должен задать себе каждый, кто намеревается внедрить изменения в результате анализа структуры силовых полей.

  • Почему при данных обстоятельствах процесс продолжается на данном уровне?
  • Какие условия способны изменить эти условия?

Модель Курта Левина устанавливает, что «условия» - это понятие, имеющее очень широкое значение; в него включается все, начиная с социального контекста и общей среды и заканчивая подгруппами и коммуникационными барьерами между группами. Позиция каждого из этих факторов определяет структуру группы и «экологическую обстановку» в ней, в то время как структура и обстановка в совокупности определяют диапазон возможных изменений, зависящих от темпов и интенсивности взаимодействия сил в рамках всего поля и могут в некоторой мере ими контролироваться.

Модель организационных изменений Курта Левина: размораживание-изменение-новая заморозка

Левин считал: чтобы эффективно изменить какую-либо группу людей, будь то этническая община, коллектив предприятия или совет директоров, ее нужно провести через три стадии: «размораживание», «изменение» и «новая заморозка».

Под «размораживанием» подразумевается разрушение существующей системы ценностей и жизненных ориентиров членов группы. Затем надо оценить возможности и вероятности каждого имеющегося варианта развития событий и выбрать наилучший («изменение»), вместо того чтобы просто определить цель и выбрать самый простой и прямой путь к ее достижению.

Его модель управления изменениями привязана к анализу силового поля; она призывает менеджеров помнить о существовании двух сил сопротивления: первая произрастает из социальных привычек, или традиций, вторая - из «внутреннего сопротивления». Эти два разных вида сил коренятся во взаимодействии между целыми группами и отдельными личностями внутри групп, и только достаточно мощные движущие силы способны сломать устоявшиеся привычки и традиции. И, наконец, группу надо вновь «заморозить», уже в новом состоянии.

Поскольку большинство членов группы будут стремиться остаться в рамках привычных поведенческих групповых норм, по мере того как человек будет вынужден все больше отходить от текущих ценностей и мотивов своей группы, индивидуальное сопротивление изменениям будет усиливаться.

Концепция Курат Левина утверждает, что сопротивление данного типа можно ослабить, либо снизив ценность групповой привязанности к той или иной норме, либо на фундаментальном уровне изменив то, что ценится в данной группе. Он считал, что комплексный поэтапный процесс размораживания, изменения и новой заморозки ценностей, установок и мотивов необходим для внедрения изменений, поскольку на первой его фазе члены группы вовлекаются в первоначальную дискуссию, в ходе которой люди знакомятся с мнением других людей и начинают адаптиро­вать к нему собственную точку зрения.

После смерти Курта Левина его модель«размораживание-изменение-новая заморозка» зачастую реализовывалась более жестко, чем имел в виду ее автор, например, когда применялась для разрушения старой структуры, создания новой и последующего ее «фиксирования». Лишенный гибкости курс действий плохо согласуется с современным отношением к внедрению изменений как к постоянному и плавному эволюционному процессу.

Модель изменений Левина сегодня часто критикуют за ее прямолинейность. Однако очевидно, что его модель изначально была ориентирована на процесс. Сам Льюин рассматривал изменения как процесс постоянный и продолжающийся и признавал, что в группах неизменно присутствуют мощнейшие силы и динамичные организационные течения.

Т-группы

Подход, известный сегодня как Т-группы (или тренинговые группы), был впервые предложен Куртом Левином в 1946 году, когда ему поручили разработать программу улучшения взаимоотношений между еврейской и чернокожей общинами штата Коннектикут.

Левин обнаружил: объединение представителей этих разных групп является мощным способом выявления конфликтных областей, что позволяет «разморозить» устойчивые поведенческие модели, изменить их, а потом «заморозить» опять. Ученый назвал такие группы Т-группами. Данный тренинговый подход завоевал особую популярность в 1970-х годах, однако следует признать, что и его нередко использовали более конфронтационным способом, чем подразумевал автор.

Исследование действием

Подход «исследование действием», предложенный Куртом Левином, связан с Т-группами. Разработанный в 1940-х годах, этот метод был воспринят как важная инновация в области исследовательских методик и широко использовался в промышленной сфере и сфере образования.

Исследование действием предполагает проведение серии экспериментов, в ходе которых внедряются изменения и тут же исследуются их результаты; все это объединяется в циклический процесс, включающий этапы планирования, выполнения собственно действий и сбора информации. Подход Левина подчеркивал огромную значимость взаимоотношений между исследователем и исследуемыми; ученый стремился вовлечь последних в этот процесс.

Подход «исследование действием» основан на привлечении участников-представителей разных групп и на наблюдении за разными, но одновременными процессами действий и эволюции. Впоследствии другие исследователи предложили разные вариации этого подхода, тем не менее его ценность как методики научных исследований в сфере психологии нередко ставилась под сомнение.

Однако даже самые серьезные критики признают его пользу как способа отведения группам или сообществам активной роли, предполагающей самооценку, сотрудничество и активное участие в принятии решений.

Курт Левин, без сомнения, одна из самых мощных и значимых фигур мировой социальной психологии, однако из-за ранней смерти его роль в управлении взаимоотношениями между людьми несколько размывается, становится менее заметной.

В США и Великобритании (в первую очередь в Тавистокском институте межличностных отношений) под влиянием идей и выводов Льюина было проведено множество исследований и экспериментов. Следуя традициям Хоторнских экспериментов Элтона Мэйо 1920-х и 1930-х годов, работы Курта Льюина в свою очередь стали базой для таких популярных современных направлений, как организационное развитие и управление изменениями.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля".

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" - стремящейся рас сеяться психической энергии.
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Курт Левин - был выдающимся психологом своего времени.

Ярко себя выразил на фоне других выдающихся личностей в сфере психологии как науки.

В двадцатом веке, среди многих ярких личностей, показал себя талантливейшим психологом. Курт Левин, посвятил свою жизнь одной из выдающихся своих робот - "Теория поля".

Биография

Левин родился в Пруссии в сентябре 1890 году. Он был четвертым ребенком. Семья не бедовала, так как отец Курта имел лавку. К возрасту 15 лет, Курт со своей семьей переезжают в Берлин. Здесь он заканчивает среднее образование, и поступает в институт города Фрайбург, где стал постигать науку медицину.

Вскоре он понял, что медицина это не его и, закончив семестр института, в девятьсот десятом году возвращается в Берлин. В Берлинском университете Курт стал постигать науку психологию. В этом ему всячески помогал его наставник Карл Штумпф, который имел огромную репутацию в научных кругах и занимался эксп-ной психологией.

Научная деятельность и достижения в науке

В 1914 году, Левин получает степень доктора наук, и его призывают на службу в армию. В армии Курт прослужил четыре года, прошел путь от солдата до офицера. По окончанию войны, Левин возвращается в Берлин, и устраивается преподавателем в местный университет, а в двадцать шестом году, Курт получает профессорство.

Во время преподавательской деятельности в университете, вместе с М. Вертгеймером и В. Келером - Левин основывает гештальтпсихологию. Так же, Левин опубликовывает множество, как теоретических, так и экспериментальных работ. В 1933 году, при власти Гитлера, Левин был приглашен в качестве профессора в Стэндфорский университет, где проработал до 1935 года.

После работы в Стэндфорде, он был приглашен профессором в Государственный университет штата Айовы. В 1945 году, Левин занимает пост координатора Исследовательского центра динамики групп в технологическом университете штата Массачусетс. В это же время он занимается изучением проблем общества.

Последние годы жизни и работы К.Левина

В 1947 году, перед своей смертью, Курт Левин, по предложению Эрика Траста из института человеческих отношений Тавистока, участвовал в создании научного журнала "Человеческие отношения" (Human Relations), который выпускается по сегодняшний день. Курт Левин умер от сердечной недостаточности 12 февраля 1947 года в Ньютонвилле штата Массачусетс где был и похоронен.

Курт Левин внес огромный вклад в психологию такими работами как:

  • групповая динамика,
  • социальная перцепция,
  • игровые ситуации,
  • стремление к успеху,
  • избегание неудач,
  • теория поля,
  • временная перспектива.

Эти работы Левина, стали основополагающими работами для работ многих психологов мира. В то время, когда Курт Левин жил в Соединенных Штатах Америки, он к своим работам привлек массу студентов, в будущем которые стали известными всему миру психологами. Левин был демократичным и справедливым руководителем.

С каждым человеком, с которым он входил в контакт, Курт производил неизгладимое впечатление. Левин обладал неимоверной энергией, был дружелюбен, имел особую энергию вдохновения. Курт Левин считается одной из крупнейших фигур психологии как науки, а его теоретические труды и экспериментальные работы помогли многим психологам совершить открытия в науке психологии.

» Поле и вектор интериоризации

Психологическая теория поля Курта Левина (1890-1947)

В течение своей тридцатилетней научной деятельности психолог Курт Левин разработал то, что в широком смысле называется мотивацией человеческого поведения.

Левин преодолевает в своем учении о мотивационных аспектах поведения идею «изоморфизма» между непосредственным опытом и мозговой динамикой. Ассоциативные либо инстинктивные структуры должны быть в достаточной степени активизированы влечениями, потребностями и квазипотребностями, которые превращаются впоследствии на временные интересы, интенции.

Мотивация оказывается не изоморфно структурной связью среды, а определенным результантом внешней и внутренней связи. Поскольку истинное значение ситуации впитывает в себя человеческий фактор, то и мотивация оказывается также (и даже в большей степени) «гуманизированной». Вот почему свой главный научный интерес Левин направляет прежде всего на социальную, а не физиологическую, психологию.

Кратко о теории поля

Курт Левин в 1951 г. сформулировал теорию, которая сравнивает социальное давление, которые определяют поведение человека, с физическими силами:

Люди существуют в поле сил, которые толкают или тянут их в разных направлениях.

Внутренние силы:

Собственные чувства человека, воспринимаемые желаниями, целями и способностями.

Внешние силы (социального давления):

Восприятие человеком чужих ожиданий или желаний.

«Поле» как одно из важнейших понятий теории Левина стало не мозговым полем, изоморфным непосредственному личному опыту, а больше социальным окружением индивида. Сама человеческая личность оказалась системой, которая включает в себя субсистемы, взаимодействующие друг с другом. Если особенность активна, субсистема находится в напряжении; деятельность прервана - напряжение остается до момента выполнения действия. Если деятельность не может быть завершена, напряжение субституируется или дренажируется.

Формула поля

Одной из основных концепций Левина является формула поля, согласно которой поведение (B) является производной функцией внутренних факторов человека (p ) и внешней окружающая среды (E ).

B = f(pE)

P и E являются взаимозависимыми переменными, когда человек и окружающая среда непрерывно и взаимно влияют друг на друга.

Ведущая формула поля, по Левину, имеет бихевиористский оттенок В=f(рЕ) , то есть поведение зависит от взаимодействия личности и окружения. Левин, ища структуры личности, определяющие ее поведение, уходит от идеи влияния опыта на нее, не хочет примешивать апперцептивные компоненты, чтобы бесконечно не усложнять и не запутывать и свою формулу поведения.

Согласно теории поля, поведение не зависит ни от прошлого, ни от будущего, а только от настоящего. Этот физикализм (физические тела имеют свойства, но не имеют опыта) контрастирует как с телеологической верой, согласно которой будущее является причиной поведения, так и с асоцианизмом, который утверждает, что прошлое является такой причиной.

Левинское «поле» как «жизненное пространство» включает в себя «личность и ее психологическое окружение». Психологическое (или поведенческое) окружение, правда, окружением в том смысле, как оно воспринимается и понимается личностью. Оно является окружением, которое соотносится с ее нынешними потребностями и квазипотребностями.

Левин в связи с этим выдвигает ряд понятий, которые должны объяснять поведение:

  • положительная или отрицательная валентность;
  • вектор как направление движения в сторону объекта или от него;
  • локомоция как движение в определенном направлении;
  • барьеры, которые задерживают или блокируют локомоции;
  • фрустрация, возникающая перед барьером, а при росте напряжения завершается случайным, не направленным действием.

Своеобразность подхода в изучении мотивации привела Левина к необходимости обратиться к комбинации топологии и векторного анализа - соответственно для разработки карты «жизненного пространства» и для обработки мотивов.

Несмотря на то, что диаграммы и уравнения четко репрезентируют ситуацию, трудность изложения материала заключается в том, что результанты двух векторов при изучении человеческого поведения не могут быть найдены с помощью параллелограмма сил. Если личность видит одну желаемую цель на севере, другую - равножелаемую - на востоке, она не может двигаться на северо-восток, а осуществляет выбор. Правда, иногда в особых условиях личность направляется на северо-восток, но не в связи с параллелограммом сил, а с требованием четкости предпочтения и упрощения выбора, когда остаются две равные цели, а действие происходит в направлении третьей.

Несмотря на то, что Левин говорит о локомоции как о настоящих реакциях организма, в которых виден выход за пределы «движущих сил поведения», он все же остается в области мотивации. Хотя эта проблема нашла большое количество исследователей и время от времени появляется ее расширенное понимание, с введением реальных поступков Левин четко фиксирует возникновение проблемы мотивации в истории психологии.

Если гештальтпсихологию можно было бы назвать психологией ситуации, то исследования Левина посвящены именно мотивам, с их проблемами выбора, борьбы и т.п. Здесь происходит дальнейшее углубление связи внешнего и внутреннего, историческое раскрытие противоречивости мотивов. Поскольку здесь еще не поставлена четко проблема личности, то мотивация, фиксированная как таковая, приобретает физико-математический оттенка, а вся психология Левина имеет еще и значительную поведенческую окраску.

Курт Левин стоит близко к гештальтпсихологии, но он существенно глубже определяет главный предмет психологического исследования: если проблема значимости противопоставляется физикалистскому мыслительному стимулу, то сам стимул может стать движущей силой тогда, когда он с со внешнего превращается на внутренний. Собственно говоря, не внешняя, объективная физическая природа стимула делает его таким. Он становится стимулом, когда превращается на психический феномен.

Стимул может действовать лишь в том случае, если он вызывает боль. Попытка избежать боли является существенным фактором поведенческой реакции. Но такое стремление означает уже мотивационный аспект поведения.

Трудность установления четких границ мотивации заключается в том, что она имеет объективные и субъективные основания одновременно. Мотив определяется внешним предметом и поэтому имеет определенную предметность, на которую и направляется действие индивида. Но эта внешняя предметность должна стать достоянием индивида, его внутренним опредмечиванием.

Генетически последовательные формы мотивации (импульсивная, эмоциональная, эмоционально-рассудительная, рационалистическая, интуитивно-нравственная) завершаются постановкой цели поступка.

Пока человек находится в состоянии борьбы мотивов, он действует. Это состояние может длиться долго, ведь такая борьба возникает именно потому, что альтернативные сторон и - каждая из них - имеют положительные и отрицательные моменты. В этом - драматизм «борьбы мотивов» как наиболее выдающейся их характеристики. Она никогда не может быть завершенной, а приостанавливается просто потому, что объективное развитие ситуации заставляет человек в прекратить борьбу мотивов и начать действовать. Вот это объективное ограничение мотивации является ее переходом в цель. Здесь уже нет предметного множества.

Более того, сам мотив полностью поглощен единой предметностью цели, и на последнюю направляется поступок человека. Она вбирает в себя собственно и цель и средства ее достижения.

Поскольку средства сами происходят из процесса развертывания цели, то в этом оказывается их настоящая диалектика. Развертывание цели означает практический контакт с ней человека как действие с реальным предметным миро. Это - практический анализ цели, в которой оказывается сам необходимый предмет и то, что следует за ним, - средство. Часть цели, остается вне ее ядра, становясь средством. Без такого расчленения достижения цели вообще становится невозможным. Таким средством, как и такой целью, оказывается не просто какая-то предметность, а человек, имеющий цель и использующий других людей как средство достижения своей цели.

Идею цели в человеческом поведении была внимательно исследована еще в недрах необихевиоризма Е. Толмена, а включение личности в механизм поступка и его состояния, вытекающие из этого, были раскрыты в трудах социального психолога Дж. Мида.

Литература:

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003.

Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временнóй перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше.* Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

* Установленная зависимость приобрела в психологии известность как "эффект Зейгарник" (или "коэффициент Зейгарник" выражающий отношение завершенных действий к незавершенным). Изучению этого эффекта посвящена большая литература.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" – стремящейся рас сеяться психической энергии.

Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Это открыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степени трудности цели, к которой она стремится. Уровень притязаний устанавливался самим испытуемым, принимающим решение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (за которую он получил от экспериментатора соответствующую оценку). По его реакции на успех или неуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующими выборами (когда он выбирает либо еще более трудные, либо, напротив, более легкие задачи), определяется динамика уровня притязаний. Эти опыты позволили подвергнуть экспериментальному анализу ряд важных психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликт ной ситуации.

Левин показал необходимость не только целостно го, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и "аффект неадекватности", который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Открытие временней перспективы и уровня притязаний во многом сближает Девица с Адлером и с гуманистической психологией, которые также пришли к мысли о важности сохранения целостной личности, о необходимости осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, – о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия (которые великолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после второй мировой войны, показавшей хрупкость человека, преодолеть складывавшееся ощущение взаимозаменяемости людей, доказать, что люди – целостные уникальные системы, что каждый человек несет в себе свой внутренний мир.

Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах "Динамическая теория личности" (1935) и "Принципы топологической психологии" (1936). Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отразившая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного "групповой динамикой". Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. "Сущность группы, – отмечал Левин, – не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как "динамическое целое". Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству".

В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.

Таким образом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.

Похожие публикации