Где находилась ильинская церковь в переславле залесском. Переславль-Залесский. Уничтоженные церкви города. Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) - один из древнейших православных храмов, который можно увидеть и сегодня. Он находится в Ярославской области. В XII веке храм заложил известный князь Юрий Долгорукий. Сегодня он является частью муниципального музея-заповедника. Попасть внутрь можно только в определенные часы.

Архитектура храма

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) находится в центре древнего города, относится к Переславскому кремлю. Наряду с церковью Бориса и Глеба во Владимирской области, это древнейший белокаменный архитектурный памятник на северо-востоке Руси.

Стены храма составляли из белокаменных блоков в полубутовой технике. Это особая методика строительства, существовавшая в Средневековье. Ее особенность заключается в том, что сначала возводятся две параллельные стенки из каменных блоков, пустоту между ними заполняют обломками кирпичей и щебня, и только после этого заливают известковым раствором.

При этом толщина стен храма составляет от одного до полутора метров. Его первоначальная высота - 22 метра. В основании храма - ленточный фундамент, сложенный из булыжников, скрепленных известью. Глубина фундамента - больше метра, он доходит до слоя глины. Причем сам фундамент значительно шире стен. На сегодняшний день храм, по сути, "врос" в землю примерно на метр.

Внутри и снаружи очень строгий декор. Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский), архитектура которого напоминает Успенский собор во Владимире, - образец строгого, не терпящего ничего лишнего церковного стиля в православии.

До наших дней не сохранилось никаких пристроек к собору, более того, их следы пока не обнаружены даже археологами. Так что не факт, что каменные паперти или другие пристройки вообще существовали. Скорее всего, снаружи ко входу на хоры (верхнюю галерею внутри церкви) вела не каменная, а деревянная лестница.

Масштабные археологические раскопки велись в начале XX века. Тогда были обнаружены разноцветные майоликовые плитки, которые украшали пол. Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) - яркий образец православного храма домонгольского периода.

Иконы собора

Побывать в этом храме мечтают все, кто отправляется в Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор, фото которого находится в большинстве путеводителей, чрезвычайно популярен у туристов. Во многом благодаря своим фрескам.

Знаменитые иконы и фрески относят к XII веку. Крайне значимые художественные произведения нашел известный российский архитектор и краевед Николай Артлебен в середине XIX века. Это фрески "Богоматерь на престоле" и "Страшный суд".

В конце XIX века в соборе была проведена масштабная реставрация. При этом с фресками обошлись неаккуратно. Их сняли небольшими частями и разложили по ящикам в полном беспорядке.

Одна из частей росписи, которая хорошо сохранилась, - изображение апостола Симона.

На сегодняшний день стены собора внутри чистые, фрески, написанные в XIX веке, были удалены как не представляющие ценности.

К тому же Спасо-Преображенский монастырь - то место, откуда происходит одна из известнейших храмовых икон - "Преображение". Ее авторство приписывают Феофану Греку.

Уникальные граффити

Собор славится также уникальными граффити, которые были обнаружены при реставрации. На его стенах - древнерусские надписи самого разного содержания.

Самая удивительная настенная запись содержит информацию об убийстве князя Андрея Боголюбского, совершенном в XII веке. Это был великий князь Владимирский, взошедший на престол после Юрия Долгорукого. Он погиб в результате заговора, организованного из-за поражения войск князя при штурме Киева и Вышгорода в 1173 году. Обозленные постоянными неудачами бояре зарезали князя.

На стене собора в Переславле-Залесском указан даже перечень имен бояр, причастных к этому убийству.

Значимость собора

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) - единственный белокаменный храм северо-востока Руси, в который можно попасть и сегодня.

Здесь были крещены многие знаменитые переславские князья, впоследствии оставившие свой след в истории. Самый известный из них - Александр Невский. Он появился на свет в Переславле в 1221 году.

Чуть позже собор становится усыпальницей князей. При раскопках в XX веке была найдена крышка саркофага с могилы переславского князя Ивана Дмитриевича. Обнаружил ее советский археолог Николай Воронин. Князь Иван был похоронен здесь в 1302 году.

В конце 40-х в соборе был открыт музей Александра Невского, имя которого в то время культивировалось с целью поднятия патриотического духа. Правда, вскоре музей закрыли, и пока его работа не возобновлена.

Переславский монастырь

Рядом с собором находится знаменитый Переславль-Залесский монастырь. Это еще один уникальный архитектурный памятник. Он назван в честь Никиты Великомученика.

Годом его основания считается 1010-й. Именно тогда Суздальская область перешла от князя Владимира Святославовича Борису. Князь Борис вместе с епископом Иларионом стали повсеместно насаждать христианство на языческой земле. Тогда и построили Залесский монастырь.

Переславский кремль

Монастырь и собор находятся на территории Переславского кремля, в самом центре города. Кремль основали в XII веке. Крепость в те годы была со всех сторон окружена водой. На протяжении двух километров были насыпаны валы. Они сохранились и сегодня. Их высота варьируется от 10 до 12 метров.

В Средневековье на гребне вала выстроили деревянные крепостные стены, на которых располагались башни. Такие оборонительные сооружения были построены уже в 1194 году сыном основателя кремля Юрия Долгорукого, Всеволодом Большое Гнездо.

В XIII веке это была одна из мощнейших крепостей во всей Владимиро-Суздальской земле. Превосходил ее только Владимирский кремль. К башням, в которых были устроены ворота, подводили мост через ров с водой. Правда, сколько всего было башен в Переславском кремле, неизвестно до сих пор. Большая часть сооружений не сохранилась.

Спасо-Преображенский собор многие годы являлся единственным каменным сооружением кремля. Все остальное было деревянное. В домонгольскую эпоху к собору примыкали княжеские хоромы, тоже деревянные, от которых к собору и башням вели лестничные переходы.

Сохранившиеся памятники кремля

До наших дней сохранилось совсем немного памятников переславского кремля. Самый известный - это, конечно, Спасо-Преображенский собор.

Также туристы сегодня могут увидеть земляные валы XII века. Здание XVI в. - церковь Петра Митрополита. Это православный храм, построенный в форме шатра, нетрадиционной для своего времени. Поэтому данный памятник архитектуры считается уникальным. Правда, сейчас в церковь не попасть, она закрыта на реставрацию.

От XVIII века сохранилась часть зданий Богородицко-Сретенского монастыря. Если вы приедете в Переславль, монастырь этот обязательно нужно посетить. Он был основан в 1659 году. Однако уже в середине XVIII века его упразднили, обратив все церкви в приходские. Сильным разрушениям монастырь подвергся во времена советской власти. В 1933 году ограда и колокольня были практически уничтожены.

Город храмов

Все эти чудеса домонгольской архитектуры находятся в городе Переславле-Залесском. Это районный центр Ярославской области с постоянным населением менее 40 тысяч человек. При этом туристов в городе ежегодно бывает в 7 раз больше, чем его жителей.

Этому способствует его удобное расположение. Переславль-Залесский - часть Золотого кольца России, и находится всего в 140 километрах от Москвы.

История города

Уникальный город основал Юрий Долгорукий. По его замыслу тут должен был быть отныне главный город северо-восточной Руси.

Переславль-Залесский был заложен на равнине, местами болотистой. К середине XII века это был крупнейший населенный пункт северо-востока Руси. Особенно он выделялся внушительными защитными укреплениями. Длина валов составляла около двух с половиной километров. Да и по меркам всей Руси город на тот момент уступал только Киеву, в котором обосновался князь Ярослав, и Смоленску, где правил князь Ростислав.

Строительство такого города практически на голом месте, да еще и на болоте, многие историки сопоставляют с основанием Санкт-Петербурга Петром I.

Правда, столицей город пробыл недолго. Вскоре он потерял этот статус. При этом оставаясь одним из ключевых населенных пунктов в данном направлении.

В октябре прошлого года я совершила небольшую паломническую поездку по двум обителям священного града российского - Переславля-Залесского, что в Ярославской губернии.
На берегу священного Плещеева озера, у валов древнего города Клещина, я посетила церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Дата рождения этой церкви в с. Городище окутана тайной, но летописи гласят, что точно она уже радовала прихожан в начале XVII в. В писцовых книгах 1628-1629 гг. сказано: «В селе Городище церковь Рождества Пресвятыя Богородицы древяна, верх шатровый, а в церкви образы свечи и книги, и колокола, и пр. строение мирское, при церкви двор попов".

В 1737 г. около этого храма была сооружена деревянная тёплая святая обитель под благословением Николая Чудотворца.

И только в 1791 г. на месте двух простеньких деревянных храмов начали водружать надёжную каменную церковь. В конце 18-го столетия она была и освящена. С тех пор мы любуемся пятиглавым храмом с мелкими бирюзовыми луковками куполов. А количество престолов также сохранилось и в наши дни: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Святителя Николая Чудотворца.

Далее я держала путь сквозь многовековые церковные традиции Переславля к таинственному православному монастырю, самому седому из всех, которые сохранились в черте города Переславля – Никитскому, основанному ещё в 1010 году.

В те грозные для славян годы христианство на Руси распространялось со скоростью света. Белокаменные постройки монастыря, окружённые мощными стенами, сохранились почти в первозданном виде, хотя были сооружены, согласно историческим хроникам, в XV-XIX векам.

Находится Никитский монастырь по адресу: улица Запрудная, 20.

Связано появление монастыря с одной интригующей историей. На строительство монастыря средства собирали с местных жителей. Причём насильно. Одним из главных ростовщиков был некий Никита. Жуткий лихоимец, обирал он людей не только во имя власть предержащих, но и в свою личную котомку складывал немало награбленных денежных средств. Как-то случайно жена его узрела в кастрюле кровавую пену и части человечьего тела. Разумеется, подумала женщина, что разум её помутился, кликнула мужа. Но и Никита увидал ту же ужасающую картину. И совесть как будто проснулась в сердце его...Испугался добрый малый. Пошёл к настоятелю монастыря и поведал о своих грешных деяниях. Священник призвал его к покаянию и смиренному отмаливанию преступлений следующим образом: велел он Никите последовать к монастырским вратам и в течение трёх суток знакомить людей со своими злодеяниями. Никита так и поступил. Спустя три дня бедного Никиту нашли в близлежащем болоте в скорбных раскаяниях и самоистязании.

И постригся Никита в монахи, возложил на себя тяжелейшие вериги, на голову водрузил каменную шапку до конца своих дней. Она долго после его кончины хранилась в сей обители. Пилигримы нахлобучивали ее на свои грешные головы и обходили три раза вокруг часовни, возведенной на месте Никитиных подвигов. В 1735 году, в период борьбы с мракобесием, шапку эту присвоило себе Синодальное правление и затеряло. Оказалось, что ему шапка пришлась нужнее всех. Но с тех пор молитвенники обходят часовню с обычным камнем на голове. Я лично видела несколько таких грешников в эту поездку. Это были трое работников местной налоговой инспекции. Видно, камень на душе не даёт им жить спокойно. Но это и понятно...

А рядом с Никитским монастырём, в овраге, течёт целебный источник святого Никиты, который также считается старинным языческим ключом Томины Купалича. Я уже второй раз бываю здесь. Вода, действительно, чудотворная и очень вкусная. А можно здесь и в купель окунуться, почувствовать себя заново родившимся, безгрешным существом.

Родник Никиты Столпника находится на Кузнечной улице, 40.

Переславль-Залесский. Храмы

Переславль-Залесский. Храмы

Панорама Переславля-Залесского. Церковь Сорока мучеников Севастийских. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе.

Если вера тебя покидает.
И надежда начнет оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.

Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.

Там ты найдешь утешение,
От тяжелых трудов отдохнешь
Все твои разрешатся сомненья,
Когда душу в слезах изольешь.

Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.

Свято-Никольский женский монастырь. Монастырь предположительно основан в 1348 году Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. Основные постройки обители: ограда XVIII в., шатровая колокольня 1693 г. и Никольский собор 1721 г. были разрушены в первые десятилетия советской власти. С 1994 года обитель возрождается. В 2003 году закончено возведение нового Никольского собора и колокольни

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки - следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла - высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.

Иконостас Успенского собора Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.

Церковь Всех Святых в Горицком Успенском монастыре Всехсвятская церковь 2-ая половина 17 века. Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами на подклете. Основной объем - высокий бесстолпный трёхапсидный четверик. Сооружена во 2-й пол. XVII в. вместо каменного здания XVI в., позже перестраивалась. С 1780-х до 1880-х пустовала, в 1883 отремонтирована и с этого времени до 1918 домовый храм при духовном училище.


Храм Иоанна Златоуста. В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново - небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище


Вензель Екатерины Второй. Фрагмент вензеля Елизаветы Необычный по композиции семиглавый Успенский собор воздвигался в середине XVIII века. В его строительстве и украшении заметную роль сыграл один из видных церковных деятелей того времени Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год и пригласивший в Горицы мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря. Внешнее убранство собора несложно, но интерьеры пышно украшены различными лепными деталями, скульптурой в стиле барокко и настенной живописью. На своде вензели императриц Елизаветы и Екатерины II, в годы, правления которых сооружался и украшался собор. Очень интересен резной барочный иконостас, выполненный московским мастером Яковом Жуковым.

Собор Владимирской иконы Божией Матери 1740 год. Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Церковь Иконы Божией Матери Знамение Основана в ХХI веке (2001 г.). Действующая церковь. Изящная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы располагается вдали от шумной автомагистрали - у западных ворот городского вала, в недалеком соседстве со Свято-Никольским монастырем. По преданию, в этом уголке Переславля в ХIV столетии смогла ускользнуть от преследований хана Тохтамыша супруга Дмитрия Донского Евдокия, впоследствии заложившая здесь деревянную церковь. В столь примечательном месте Знаменский храм, после пожара или по ветхости, неоднократно восстанавливался, но уже в камне. Рядом, на берегу реки Трубеж, в ХVIII веке находились петровские потешные корабли, сгоревшие в городском пожаре. Нынешняя церковь, украшенная снаружи мозаикой, построена совсем недавно по архитектурным мотивам ХVII столетия.

Дом Берендея Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» - это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии. Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке.

Церковь Петра Митрополита Шатровая церковь Петра Митрополита была возведена неподалеку от Спасо-Преображенского собора в Переславле еще в середине XIV века. Храм строился в память о соборе русской церкви, состоявшегося там в 1310 году. Поводом для него послужило обвинение, выдвинутое против киевского митрополита Петра тверским архиепископом Андреем. В то время между тверским и московским княжествами шла упорная борьба за владение Переславлем, в которую была вовлечена даже православная церковь. Несправедливо обвиненный в казнокрадстве и стяжательстве Петр был оправдан. Вскоре после этого митрополит перенес свою кафедру в Москву. Храм стал памятником не только священнослужителю, но и победе московского княжества над тверским. Даже после смерти митрополита Петра, поддерживающего москвичей, он долгое время оставался для них самым почитаемым. Петр долго ездил по городам соседствующих княжеств, пытаясь примирить князей, чем и снискал к себе большое уважение. Мощи его хранились в Успенском соборе Кремля, основанным митрополитом незадолго до смерти. Там же над его гробом принимали присягу на верность государству русские князья и цари. Во многих российских храмах есть приделы в честь митрополита Петра. Одним из таких является собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Возводилась первая церковь на средства, выделенные московским князем. В XVI на месте старой церкви была возведена новая. В архитектуре церкви прослеживаются характерные черты подобных сооружений того времени. В то же время крестообразный план храма довольно не характерен для церквей XVI века. Довольно внушительные для того времени размеры и убранство храма дают основание предполагать, что она была построена не местными, а присланными из Москвы строителями.

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом - Сорока мучеников, - относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь. Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви - «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны - световые отверстия. На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер - невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд - первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь. Самое интересное в декоре Симеоновской церкви - роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен. К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней - склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Купола Симеоновской церкви 1771г., Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских, основана в 1775 году.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Трубежная, д. 7а
Координаты: 56°44"08.0"N 38°50"37.2"E

Содержание:

Неподалеку от исторического центра Переславля-Залесского , с запада, почти сразу за земляными валами древнего города, возвышается новый храм. И хотя он построен недавно, его предшественница – Знаменская церковь имела многовековую историю. Этот храм был связан со многими царственными особами - супругой Дмитрия Донского Евдокией и Петром I. И сейчас в нем создан придел, освященный в память последнего российского императора Николая II и его супруги Александры Федоровны.

История Знаменской церкви

По преданию, именно здесь находилась деревянная церковь, заложенная княгиней Евдокией, супругой Дмитрий Донского. Ее постройкой она хотела отметить свое чудесное спасение во время нашествия на Переславль войск крымского хана Тохтамыша в 1382 году. Событие это произошло в день, когда церковь отмечала рождество Иоанна Предтечи – 7 июля по новому стилю. И новый деревянный храм был освящен в честь этого праздника.

Первое письменное упоминание о церкви Рождества Иоанны Предтечи появляется в житии преподобного Даниила и относится к началу XVI века. Многочисленные реставрации и перестройки привели к тому, что храм этот стал Знаменским, с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В Петровские времена, когда на неподалеку расположенной судоверфи начали строить государев «потешный» флот , к названию церкви стали добавлять «на кораблях». Ведь именно здесь, на левом берегу Трубежа позже хранились петровские яхты и галеры.

В 1788 году вместо состарившегося и обветшавшего деревянного храма была возведена каменная церковь. Деньги на строительство дала Анна Ивановна Маслова, вдова переславского майора. Храм сделали в стилистике местного барокко – восьмерик на четверике. К нему пристроили небольшую трапезную и колокольню. В холодной части этой церкви располагался Знаменский престол, а в теплой – престол в честь Рождества Иоанна Предтечи.

При этом храме в 1863 году начала свою работу первая в городе церковно-приходская школа. Ее основал диакон Воскресенский, который позже более четырех десятков лет учил переславских жителей писать и считать. Прошли годы, и церковно-приходская школа стала женской. А когда в рядом располагавшемся Никольском монастыре открыли большую школу, в Знаменском храме продолжили лишь обучение основам грамоты.

В 30-е годы прошлого века, в годы борьбы советской власти с религией Знаменский храм постигла судьба многих православных церквей. В 1929 году его закрыли, а спустя шесть лет полностью уничтожили. Позже на остатках фундамента был построен винный магазин, который существовал здесь вплоть до 1998 года. Новый храм возводился на деньги переславского предпринимателя Александра Григорьевича Громыко и других благотворителей с 1999 года. И стройка эта шла более 10 лет. Освящение Знаменского храма, тогда еще не полностью достроенного, произошло в 2004 году.

Архитектура и внутреннее убранство Знаменской церкви

Проект новой церкви был заказан архитектору-реставратору Вячеславу Николаевичу Ижикову , живущему в Переславле-Залесском с 1988 года. По его архитектурным проектам в городе были построена также часовня Георгия Победоносца возле завода «Славич» и новый Никольский собор в Никольском монастыре.

Знаменская церковь была выстроена по мотивам русской архитектуры XVII века. Она белая, а декоративные элементы, наличники окон, закомары и пояски покрашены краской красно-кирпичного цвета. Звон новых церковных колоколов считается лучшим в округе. Храм имеет девять куполов и снаружи богато украшен мозаикой. Основная церковь – пятиглавый четверик. К ней примыкает трапезная и высокая колокольня, увенчанная шатровым завершением.

Местные умельцы вырезали для этой церкви два деревянных иконостаса. Но многое пока существует еще только в планах – нужен третий иконостас, не хватает внутренней росписи и предметов для совершения богослужений. Прихожане собирают средства от жертвователей на благоустройство прихрамовой территории и строительство церковной ограды.

Современное состояние храма и режим работы

Знаменская церковь - действующий православный храм. Попасть сюда можно в выходные дни с 8.00 до 14.00. Храмовые и престольные праздники отмечаются в церкви 7 и 17 июля, а также 10 декабря. В церкви открыт предел Николая и Александры, царственных страстотерпцев и Новомученников российских.

Похожие публикации